22 дек

Ледниковые периоды провоцируют не только циклы Солнца

Великобритания

Не всегда ледниковые периоды на Земле можно связать с минимальным периодом солнечной активности - так называемыми циклами Миланковича. В частности, таким периодом оказался плейстоцен, ледниковые и межледниковые периоды которого продолжались между 700 и 120 тысячами лет назад и сошли на нет только 10 тысяч лет назад. Тогда холодный период сменялся очень холодным, а ледники закрывали третью часть планеты. Но с Солнцем все было в порядке. Одна из гипотез, объяснявших подобную ситуацию, гласила, что оледенение плейстоцена было вызвано процессами, происходящими в океане.

Холодная вода опускается на глубину и остается там долго - смешаться с другими слоями ей мешает низкая температура и более высокое содержание соли. Остывающая вода поглощает из атмосферы углекислый газ и уносит его с собой на дно. Там он оказывается в ловушке. Из-за этого парниковый эффект уменьшается, поверхность планеты остывает. Проверить это предположение решила группа геологов из Эксетерского университета, возглавляемая Севом Кендером (Sev Kender).

Специалисты взяли пробы грунта со дна Берингова моря и изучили их. Результаты изотопного, химического и палеонтологического анализов внесли определенную ясность в историю изменения местного климата и помогли разобраться с оледенениями плейстоцена. В морской воде тогда была ярко выражена стратификация - распределение воды по плотности с глубиной, без учета давления. Это указывает на большое количество накопленного в ней углекислого газа, поглощенного из атмосферы.

По мнению исследователей, процессу глобального оледенения способствовало и промерзание Беренгова пролива, которое произошло как раз в этом периоде. Тогда образовался сухопутный мост между Азией и Северной Америкой. Но одновременно исчез пролив между Тихим и Северным ледовитым океаном. А ведь через него на север поступала холодная вода, которая теперь стала собираться на дне Берингова моря, а растворенные в ней вещества - накапливаться в донных отложениях. Статья исследователей опубликована в журнале Nature Communications.

Вера Максимова, 22.12.2018 16:23