18 дек

Сатурн избавляется от колец

США

Специалисты продолжают изучать данные, переданные зондом "Кассини", завершившим свою работу в прошлом году. Как заметил аппарат, кольца Сатурна, которые были его конечной целью, заметно похудели и по всей вероятности все идет к их полному исчезновению. Подъедает их сама планета. Статья исследователей из Юго-западного исследовательского института в Боулдере опубликована в журнале Science. Аппетит у Сатурна неплохой - каждую секунду планета поглощает до 45 тонн материи собственных колец.

Аппарат "Кассини" отработал в космосе около двух десятков лет. В конце его направили в атмосферу Сатурна, чтобы понять как магнитное поле планеты взаимодействует с кольцами. Спутник попал под удивительные потоки вещества изо льда, воды и комков космической пыли, падающих на планету. О том, что такое явление возможно, предполагали еще в конце XX века, когда получили спектры атмосферы Сатурна, отснятые аппаратами "Вояджер". Теперь перед специалистами было конкретное подтверждение данного факта.

Удалось установить, что состав колец сходен с кометным. Там присутствует много органики, кислорода, аммиака. Падая на Сатурн, они вступают в сложные реакции. По расчетам специалистов, первыми и в самом ближайшем (по астрономическим меркам) будущем исчезнут ближние к планете кольца D и C. В частности, кольцо D Сатурн полностью поглотит за время от семи до шестидесяти тысяч лет, если не учитывать его возможную поддержку веществом соседнего кольца C. Более массивное кольцо C продержится еще от семисот тысяч до семи миллионов лет - это уж как пойдет дело. В любом случае Сатурн серьезно намеревается очистить свои космические окрестности.

Все однозначно указывает на то, что изначально колец у Сатурна не было. Исследователи из NASA, работавшие с данными под руководством Джеймса О'Донохью (James O'Donoghue) полагают, что эти образования существуют около сотни миллионов лет. Появились они из-за того, что Сатурн систематически дробил свои спутники, создавая из крошек ледяные кольца. Теперь подчищает и их.

Вера Максимова, 18.12.2018 15:37