07 окт

Неандертальцы владели медицинскими познаниями

Британия

Специалисты из Йоркского университета Британии с удивлением вынуждены были признать, что познания неандертальцев в медицине были на весьма неплохом уровне. Исследовали изучили останки тридцати пяти древних людей и установили, что многие из них при жизни получали серьезные травмы или болели, однако успешно выживали и оставались полноценными членами своей группы. Статья по материалам работы была опубликована в журнале Quaternary Science Reviews.

Как полагают специалисты, неандертальцы жили небольшими семейными группами, где жизнь и здоровье каждого человека имели большое значение для всех остальных членов сообщества. По словам сотрудника Археологического отдела университета Пенни Спикинс (Penny Spikins), жизнь в то время была тяжела и полна опасностей. Неандертальцы охотились на крупного зверя, который мог постоять за себя и нанести тяжелые травмы охотнику. В каждой группе находились умельцы, возможно, наиболее опытные охотники, которые могли оказать достаточно квалифицированную помощь в случае ранения соплеменника.

Причем, настолько успешно, что после выздоровления пострадавший вновь вел полноценную жизнь. Об этом рассказали представшие перед учеными останки неандертальцев. Так у одного из них был перелом ноги, успешно заживленный. А для этого необходимо было правильно соединить сломанные кости, обезболить и некоторое время заботиться о раненном, кормить его остальным членам группы, чтобы дать время костям срастись. Среда обитания неандертальцев не содержала большого числа патогенных микробов и бактерии им особо не докучали. Но раны и травмы встречались нередко.

Как убедились исследователи, неандертальцы знали о необходимости и умели очищать раны, правильно соединять сломанные кости, оказывать помощь при родах. Медицинские познания древних людей были практичными и не носили характер ритуального действа. Неандертальцам были известны свойства растений и минералов, они, по-видимому, умели изготовлять лечебные снадобья и владели некоторыми практическими приемами оказания медицинской помощи.

Вера Максимова, 07.10.2018 19:48