05 окт

Сатурн поглощает вещество своих колец

Европа, НАСА

Аппарат Cassini являлся совместным проектом NASA, Европейского космического агентства и Итальянского космического агентства. Зонд работал в космосе с 1997 года по 2017 год, когда закончил свои дни в атмосфере Сатурна. Целью данной экспедиции было изучение Сатурна, его спутников и системы колец. Изначально не планировалось бросить зонд через кольца в плотные слои атмосферы планеты, но когда стало очевидно, что ресурс станции исчерпан, операторы решили использовать последние возможности аппарата и отправили его сквозь кольца. Именно последние данные и стали предметом настоящего исследования.

Набор сообщений, переданный зондом Cassini перед исчезновением в атмосфере Сатурна, зафиксировал, что вещество колец притягивается планетой. Из-за этого оно падает на Сатурн в количестве 45 тонн ежесекундно. Материалы совместного исследования специалистов NASA и Европейского космического агентства опубликованы в журнале Science.

О том, что Сатурн подворовывает своей гравитацией водород и гелий из колец, специалисты знали давно. Однако полученные данные свидетельствуют, что помимо этих элементов к числу поглощаемых так же относятся монооксид углерода, метан, азот, остатки органических молекул, водяной лед и силикаты. Скорость падения их в атмосферу планеты составляет от 4,6 до 45 тонн в секунду. Если принять во внимание массу колец, то получается, что кольцам C и D, ближайшим к Сатурну, грозит реальная опасность исчезнуть уже в ближайшее (по меркам Солнечной системы) время. Так, в частности, кольцо D просуществует еще не более 66 тысяч лет при самом удачном раскладе, а кольцо C - не более 7 миллионов лет. Если только они не получают вещество откуда-то из постороннего источника.

Можно считать, что нам посчастливилось и мы можем наблюдать кольца планеты-гиганта. Ведь если бы процесс их поглощения был закономерным и шел давно, колец уже не было бы. А значит вероятность того, что запасы их вещества откуда-то пополняются достаточно велика. Только вот пока никто не может сказать откуда именно.

Вера Максимова, 05.10.2018 17:36