30 авг

Уточнен один из аспектов эволюции млекопитающих

США

Еще в конце прошлого века в Аризоне были обнаружены останки древнего звероящера, который уже был вооружен сложными зубами, но при этом все еще откладывал яйца. Это важная подсказка для специалистов, показывающая в каком направлении шла эволюция предков первых млекопитающих. Так считают авторы исследования из университета Техаса в Остине, во главе с Евой Хоффман (Eva Hoffman). У специалистов пока нет единого мнения по вопросу, когда млекопитающие перешли на внутриутробное вынашивание потомства, отказавшись от яиц, и почему затем какая-то их часть отвергла и сумку, изобретя планцету.

Генетический анализ современных сумчатых и яйцекладущих млекопитающих показал, что в этих преобразованиях замешаны ретровирусы, которые изменили структуру ДНК млекопитающих еще в юрском периоде. Хоффман и ее группа проводили раскопки в северо-восточной части Аризоны, где находятся горные породы Кайентской формации. Их возраст составляет около 190 миллионов лет. Они образовались в то время, когда на Земле стали появляться первые крупные динозавры.

В ходе работ исследователи нашли интересную окаменелость, которая, при ближайшем рассмотрении, оказалась останками цинодонта Kayentatherium wellesi. Но бонусом для экспедиции оказалось присутствие в ней не только небольшого, размером с собаку, звероящера, но и 36 его яиц. Вместе с матерью кладка оказалась присыпана каким-то оползнем. Все это палеонтологическое богатство - семейство вымерших животных - обнаружили в 2009 году, когда стали изучать окаменелость. Были сделаны 3D-снимки находки в разных диапазонах излучений, чтобы работать с ней без риска потери.

Полученные данные позволяют утверждать, что древние млекопитающие вначале вооружились сложными зубами, а уж потом стали менять принципы размножения, перейдя от яиц к небольшим выводкам детенышей. Специалисты полагают, что так произошло по причине увеличения размеров мозга, когда последующие поколения стали рождаться с большей (по отношению к размерам тела) головой, как и у современных млекопитающих. Статья исследователей опубликована в журнале Nature.

Вера Максимова, 30.08.2018 17:10