06 авг

Эволюция изменяет рост людей, живущих на острове

Индонезия

Биологам известно, что когда популяция животных оказывается на острове, рост их потомков изменяется в противоположную сторону - крупные животные мельчают, а небольшие становятся крупными. Так, к примеру, на Кипре когда-то обитали бегемоты, не крупнее коровы, а на острове Тимор - пятикилограммовые крысы. Однако, работает ли это правило по отношению к человеку, было не понятно.

Скажем, обитатели острова Флорес. Нынешние его аборигены, относящиеся к Homo sapiens, в среднем имеют рост 145 сантиметров. А палеонтологи нашли останки обитавших здесь ранее Homo florensiensis, которые и вовсе были метрового роста, за что получили негласное прозвище "хоббиты". Известный индонезийский антрополог Теуку Якоб еще в начале 2000-х годов предположил, что первые представители сапиенсов на острове могли вступать в близкие контакты с жившими здесь "хоббитами" и подцепить от них некий "ген низкорослости". Однако, пару лет назад геологи отвергли подобный вариант по простой причине - их данные указывают на то, что первые сапиенсы на Флоресе появились через 10 тысяч лет (как минимум) после исчезновения флоресских людей. И скрещиваться в ту пору было уже не с кем.

Теперь исследованием этого вопроса решили заняться генетики, которых выводы геологов не слишком впечатлили - одно дело геология и другое - антропология. Исследователи из Индонезии, с помощью коллег из Германии, Швейцарии, Австралии и США, проанализировали геномы 30 современных местных жителей острова и их выводы совпали с мнением геологов. Генетики не нашли никаких участков ДНК, которые могли бы принадлежать Homo florensiensis в генах современных аборигенов. Их ДНК оказался схож с ДНК других жителей Восточной Азии.

Аборигены острова имеют те же варианты генов, отвечающих за низкий рост их обладателя, но встречаются они чаще. Еще обнаружили частое повторение генов, способствующих усвоению жирных кислот мяса и рыбы - сапиенсы должны были приспосабливаться к новому рациону питания. Влияние островной жизни на рост потомков оказалось справедливым и для эволюции человека. Статья исследователей опубликована в Science.

Вера Максимова, 06.08.2018 15:53