30 апр

В фумаролах Толбачика нашли новый минерал

Россия

В горячих фумаролах вулкана Толбачик на Камчатке геологи обнаружили неизвестный ранее минерал. Его назвали дравертит, в честь известного советского специалиста по минералогии, геологии и метеоритам Петра Драверта. Название одобрено Международной минералогической ассоциацией. Оказалось, что образец имеет простую, но хорошо упорядоченную структуру, что определяет его химическую устойчивость.

Новый минерал был изучен специалистами из Московского государственного университета имени Ломоносова, Института проблем химической физики Российской академии наук, Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН, Минералогического музея имени Ферсмана и Санкт-Петербургского государственного университета. Геологи изучали активные фумарольные поля вулкана Толбачик. Скопления этих трещин на нем возникли после мощного извержения 1975 - 1976 годов. Фумаролы пребывают в горячем состоянии уже несколько десятков лет. Температура выходящих тут газов составляет 500 градусов Цельсия.

Во время экспедиции исследователи взяли из двух таких раскаленных трещин образцы минералов, которые показались им необычными. Электронно-зондовый анализатор определил их химический состав. Выяснилось, что это смесь сульфатов - медь с цинком и совсем немного магния. Но при этом полностью отсутствуют водородсодержащие группы. Такого рода сульфаты встречаются крайне редко. Инфракрасный спектрограф и порошковая рентгенограмма подтвердили родство минерала с халькокианитом, который часто встречается в фумаролах Толбачика. Однако эти соединения обладают разными свойствами.

Халькокианит неустойчив к воздействию холодного и влажного атмосферного воздуха. Такой контакт превращает минерал в водные сульфаты меди. А вот дравертит в этом отношении устойчив. Специалисты полагают, что это объясняется строгой упорядоченностью его кристаллической структуры. Позже в фумаролах Толбачика обнаружили еще цинковый аналог дравертита. Это подтверждает тот факт, что столь строгая кристаллическая упорядоченность возникает только в экстремальных условиях действующих вулканов.

Вера Максимова, 30.04.2018 18:32