Категории в каталоге условные и созданы для общего ориентира, расширения кругозора или изучения определенной группы объектов (например праздники). Если Вы ищите что-то конкретное, то лучше воспользоваться поиском по происхождениям.


Топ происхождений

01 апр

Между мадленской гравюрой и азильским рисунком существовал переходный период

Франция

В 1987 году ураган повалил дерево на утесе Скала Императрицы во французской Бретани. В образовавшейся яме были обнаружены интересные артефакты и археологи начали раскопки. Недавно они дошли до подножия скалы, где нашли грот - небольшую пещеру, скрытую выступом утеса. Обнаруженные артефакты рассказали, что она не была жилой, скорее всего, здесь когда-то был лагерь древних охотников. Небольшая их группа, до 10 человек, использовала грот для изготовления оружия и его заготовок. Ученые нашли множество каменных наконечников стрел, ножи и скребки. Но самой ценной находкой оказались 45 табличек из сланца с изображениями лошадей и зубров.

Возраст табличек составлял более 14 тысяч лет, что относит их к периоду Аллерёдского потепления и наступившего затем похолодания - резких климатических изменений, которые значительно усложнили условия жизни древнего человека. Размеры гравюр невелики - две таблички оказались двусторонними зеркальными изображениями животных, размерами около 30 сантиметров, менее 10 сантиметров были 14 рисунков и еще 25 - меньше 5 сантиметров в длину. Но все они отличались удивительным мастерством художника, точно прорисовывавшего мелкие детали, делавшие гравюру живой.

Ученым известны и более старые (на пару тысяч лет) гравюры, выполненные в такой манере - рисунки в пещерах Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Шульган-Таш (Россия). Но эти относятся к ранее неизвестному специалистам переходному периоду от фигуративного рисунка мадленской культуры к очень схематичным, геометрическим изображениям азильской культуры. Как полагают ученые, изменившийся в этот период климат поставил людей в жесткие условия у им пришлось приспосабливаться к новой реальности. Реалистичное искусство мадленской культуры требовало не только таланта мастера, но и выработанной техники владения инструментом при обработке камня, что достигалось определенной подготовкой. С переходом в новые, более жесткие условия, произошло упрощение орудий труда и это мастерство было утеряно. Но произошло это не мгновенно, существовал определенный период перехода, когда отдельные мастера еще помнили гравюрную технику мадленской культуры. Исследование опубликовано в PLOS.

Вера Максимова, 01.04.2017 15:52


Нет комментариев


Оставить комментарий

регистрация | авторизация