Рисунок

Рисунок - это графический образ, изображение на плоскости, построенное посредством линий и штрихов, иногда с использованием растительных или минеральных красок

Исследования

Все исследования

Новости

21.12.23 // Россия
Наскальную звездную карту нашли в Гватемале »

18.11.23 // Испания, Англия
В пещерных рисунках выявлено влияние парейдолии »

02.10.23 // Намибия, Германия
Наскальную резьбу в Намибии расшифровали следопыты из Калахари »

Все новости

Рисовать человек начал, как только приобрел современные анатомические черты, лет 40 тысяч тому назад, в позднем палеолите, когда он умел обрабатывать еще только камень. И рисовал он зверей. Это были удивительные произведения живописи! С использованием растительных и минеральных красителей, иногда смешанных с водой или животным жиром. Изображения оставляли большей частью на камне - стенах и потолках пещер, поверхностях скал и валунов, ну, иногда на кости. Понятно, что наиболее впечатляюще выглядят рисунки в пещерах, входы в которые обычно бывают закрыты завалами скальных пород на тысячелетия, где сохранился микроклимат и изображения естественным образом законсервировались. Потому рисунки выглядят такими, какими их создавал древний художник. Самые древнейшие в мире из известных образцов пещерной живописи находятся на юге Франции, в пещере Шове. Сделаны они были, по оценкам специалистов, не менее 32 тысяч лет назад. Это двурогие носороги, множество львов, пещерные медведи, лошади... Есть серии последовательных прорисовок одного зверя - то ли так показывали стадо, то ли рисунок имел анимационный эффект, когда мимо него в темноте пещеры проносили факел - зверь "оживал".

Пещерная живопись палеолита

А сколько таких пещер! Только во Франции их обнаружено более 160 - с изображениями животных, графикой, барельефами. В Испании на сегодняшний день таких памятников обнаружено12, в Италии - 21, в России - 2, в Великобритании - 1. Отдельные пещеры являются настоящими картинными галереями. К примеру испанская Альтамира. Изображения в ней созданы примерно 20 - 18 тысяч лет назад. Рисунки здесь занимают более 280 метров в длину, протянувшись на много залов. В одном из них на потолке расположилось стадо бизонов. Изображение сочное и красочное, цвета - черный и все оттенки охры. Краски наносились с разной плотностью, с полутонами переходов между цветами. Где, в каком учебном заведении древний художник получил такие знания, умения и навыки в эпоху палеолита?

К этому же периоду относятся и изображения в пещере Фон-де-Гом, во Франции. На ее стенах и сводах нанесено более 80 рисунков - бизоны, мамонты и даже волк. И здесь предельный реализм, детальная проработка, умелое использование тени для объемности. Одной линией нанесены контуры изображения - а это мастерство... И еще одно обстоятельство. Рисунки палеолита не изображают объекты охоты древних людей. Охотились, как выяснили специалисты, на оленей и козлов, а рисовали, очевидно, тех животных, которые поражали воображение художника - львов, бизонов, носорогов, волков... И еще - не найдено ни одного рисунка того периода, где так же изображался бы человек или растения. Только звери - свободные, могучие, грозные, сильные. Наверно, именно поэтому они привлекали внимание человека, остальное было незначительным.

Рисунки мезолита

Но с переходом к мезолиту (12 - 8 тысяч лет назад) вдруг поразительное искусство изображений куда-то исчезает, будто уходит вместе с ледниками. Рисунки теперь превратились в примитивные фигурки, палочки и штрихи, нанесенные неумелой рукой. Правда, теперь появляются композиции, изображается действо с участием человека - охота, культовые танцы. Да, отдельные сцены охоты динамичны и азартны, несмотря на схематичность и условность изображения. Но... Вместо реалистических и полихромных, изображения становятся схематичными и силуэтными. Скудные цвета - только черный или красный. На фоне былого великолепия позднего палеолита, все это выглядит примитивными детскими рисунками. Памятников наскальной живописи мезолита практически единицы. Возможно - не сохранились. Но разочарование и досада появляются и остаются. Что произошло с интуитивным мастерством древних художников, почему - ответа специалисты не знают...

Неолит

В неолите ( 8 - 6 тысяч лет назад) изобразительная деятельность человека все та же - схематичность, но с более широким сюжетом и более проработанным изображением человека. Появляются намеки на окружающий пейзаж в сценах охоты. Но это все те же палочки, штрихи и крючочки, явно несущие какой-то ритуальный смысл и необходимость, возможно, вызывающие в памяти древних охотников какие-то значимые моменты и мобилизующие их, но не имеющие эстетической составляющей искусства палеолита.

Странное дело с этой изобразительной деятельностью древних... Она явно представлена двумя составляющими, существовавшими параллельно. Первая категория - произведения живописи в нашем современном понимании и качестве - с разными ракурсами, правильно воспроизведенной перспективой и сложной системой светотеней. Это оценка экспертов-искусствоведов, а не восторженные отзывы любителей-спелеологов, увидевших рисунки пещеры Шове, напомним - древнейших образцов пещерной живописи из известных. Но есть и другая категория изображений, нечто вроде детских "палка, палка, огуречик - получился человечек". Такие рисунки встречаются и одновременно с шедеврами полихромной живописи, и даже позднее их.

Специалисты не могут проследить развитие изобразительного искусства по классическим канонам - от простого к сложному. Возможно, потому, что его и не было? Можно ли считать бороздки и царапины на костях животных или мягком вулканическом туфе, которые предположительно приписывают неандертальцам, начальной стадией тяги к изобразительству? Или черточки и волнистые линии на стенах пещер стилизацией рисунка? Или отпечатки раскрытой ладони? И в одно время с этими примитивными значками - мощная и яркая, как вспышка молнии, цветная картина, изображающая целое стадо бизонов, оленей, носорогов, где умело, с применением разных оттенков краски и использованием неровностей стен пещеры, передается объемность фигур животных, их покой, сила, движение или ярость... Откуда это одномоментное рождение всего того, что потом веками собиралось как открытия и бережно передавалось новым поколениям художников в процессе обучения? Может, не всем был дан этот волшебный дар, а рисовать хотели многие? По разным причинам - подняться на более высокое место в первобытном обществе, подтвердить или приобрести статус шамана и тому подобные резоны могли подталкивать древних людей взять в руки уголек и попробовать создать на стене что-то эдакое. И получалось именно такое кое-что, но для ритуальных целей "детские" изображения вполне годились - не все же Рафаэли, в конце концов.

Творчество продвигала эволюция

Антропологи и психологи считают, что развитие изобразительной деятельности человека неразрывно связано с эволюцией самого человека и развитием его мозга. Если Вам представляется, что наевшись мяса бизона, сытый и довольный неандерталец брал кусочек угля из кострища и рисовал комиксы удачной охоты на стене пещеры, то Вы ошибаетесь. Хотя бы потому, что ни свободного времени, ни времени работы у него не было, это особенности нынешнего времени. А тогда человек стремился прожить еще следующий день, добыть пищу, не попасть в лапы хищника, не получить по неосторожности смертельную травму. Он жил. И этим были наполнены все часы его существования. А зарубки на костях добытых животных или камнях пещер носили ритуальный характер и гарантировали (как он надеялся) последующий успех.

Видимо, поэтому британский историк Пол Бан, вплотную занимавшийся изучением данного вопроса, в 2000 году опубликовал статью с говорящим названием "Не ищите колыбель искусства". Она там, где и колыбель человека... Провести грань между черточками и рисунком оказалось так же сложно, как разобраться в вопросе " 5 орехов - это куча или нет?" из известного мультфильма о мартышке, удаве, слоненке и попугае по сценарию Григория Остера. Специалисты полагают, что эволюция шла в направлении развития зрительных и психоэмоциональных образов, складывающихся в высшей нервной деятельности при развитии человека как вида. Как в создании любого вида, Природа шла не по определенной схеме, это была серия, где были возможны широкие вариации.

Доктор исторических наук, профессор Кемеровского государственного университета, Яков Абрамович Шер, отмечает: "... отдельные люди стали отличаться тем, что у них при более эмоциональном и ярком образном мышлении, прочнее, чем у других, замыкались связи между полушариями головного мозга и рукой и тогда постоянно наблюдаемые ими картины становились раздражающим фактором, переполнявшим мозг, неврозом, который необходимо было погасить, выплеснув пылающее в мозге зрительное изображение на стены пещер, поверхности скал, бивни и кости..." В последнее время появилась информация о том, что генетики нашли в ДНК человека изначальную грамматическую основу. Так может где-то там находится и заранее заложенная структура образных сообщений?

Во всяком случае, по признанию ученого с мировым именем, известного эксперта в области палеолитического искусства Зои Александровны Абрамовой, "...палеолитическое искусство возникает, как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи..." Известно, что увидев рисунки во французской пещере Ласко (20 - 17 тысяч лет назад), где по утверждению археологов, люди не жили, но оставили более 2 тысяч изображений, Пабло Пикассо с сожалением заметил:" Мы с тех пор ничему не научились..." А уж ему-то можно поверить.