14 окт

Магнитные бури научились предсказывать

Россия

Специалисты Сибирского федерального университета разработали методику предсказания возмущений магнитного поля, вызываемых солнечным ветром. Результаты работы опубликованы в Frontiers in Astronomy and Space Sciences. От Солнца непрерывным потоком во все стороны летят частицы высоких энергий - ионы, протоны, электроны. Этот поток называют солнечным ветром. Его скорость достигает 500 - 600 километров в секунду. Вблизи Земли частицы солнечного ветра сталкиваются с ее магнитным полем (магнитосферой планеты) и тормозятся.

У магнитосферы каплеобразная форма - она вытянута в направлении движения потока заряженных частиц от центра Солнечной системы. Иногда в этой защитной оболочке Земли образуются прорехи. Этим немедленно пользуются заряженные частицы, прорываясь внутрь магнитосферы и вызывая сильные возмущения магнитного поля на Земле, называемые магнитными бурями. Чтобы разобраться в причинах появления разрывов в магнитной оболочке, нужно понимать, что происходит перед границей магнитосферы, где тормозится солнечный ветер.

Ученые из Сибирского федерального университета (СФУ) с коллегами из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) предложили математическую программу для предсказания магнитных полей и электрических токов перед магнитосферой Земли. Как пояснил профессор кафедры прикладной механики СФУ Николай Еркаев, обширная база данных, полученных с искусственных спутников Земли, дала возможность обнаружить интересные фундаментальные закономерности, такие, как заметное усиление межпланетного магнитного поля перед границей магнитосферы и значительные смещения самой границы в зависимости от направления достигшего ее солнечного магнитного поля.

При этом, ключевая роль принадлежит именно направлению межпланетного магнитного поля по отношению к магнитному полю Земли. В случае если направления этих магнитных полей противоположны, граница магнитосферы частично приоткрывается, и образуется та самая прореха, через которую электрические токи и заряженные частицы прорываются внутрь магнитосферы.

Вера Максимова, 14.10.2024 16:13