11 сен

Зубастая ископаемая птица питалась фруктами

Китай

Ископаемый Longipteryx chaoyangensis жил 120 миллионов лет назад на территории современного северо-восточного Китая. Это представитель одного из самых ранних известных видов птиц и один из самых странных. Как сообщается в исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, ученые обнаружили в желудках этих ранних птиц окаменелые семена. Как оказалось, эти птицы питались фруктами, а между тем давно принята гипотеза о том, что этот вид птиц питался рыбой (ну как вариант - насекомыми), чему должны были служить подтверждением невероятно крепкие зубы.

Как пояснил Джингмай О'Коннор, заместитель куратора ископаемых рептилий в Центре интегративных исследований Негуани при Полевом музее и ведущий автор исследования, Longipteryx интересен своей странностью - у него почему-то такой длинный череп и мощные зубы только на кончике клюва. С ним согласен и соавтор исследования Алекс Кларк из Полевого музея и Чикагского университета. Он отмечает, что эмаль зубов - самое твердое, что есть в организме. Так вот у лонгиптерикса толщина эмали зубов составляет 50 микрон. Такая же толщина была у эмали огромных хищных динозавров, таких как аллозавр, который весил две тонны, но лонгиптерикс-то был размером с голубую сойку!

Longipteryx был открыт в 2000 году и тогда ученые предположили, что его удлиненный череп, как например у зимородка, помогал ему охотиться на рыбу. Однако не все ученые с этим согласились. Теперь О'Коннор заметил в Музее природы Шаньдун Тяньюй в Китае два экземпляра лонгиптерикса, у которых, как казалось, что-то было в желудках. Он побеседовал с коллегой, палеоботаником и помощником куратора ископаемых растений Полевого музея Фабиани Эррерой, который определил, что маленькие круглые штучки в желудках птиц были семенами плодов.

Так как Longipteryx обитал в умеренном климате, он, скорее всего питался фруктами только часть года. Исследователи подозревают, что у него был смешанный рацион, и птица не брезговала другой пищей, например насекомыми. Интересно, что Longipteryx входит в более обширную группу доисторических птиц, называемых энанциорнисами. Новое открытие является первым случаем, когда ученые нашли содержимое желудка энанциорниса в Джехэ в Китае, хотя там тысячи подобных экземпляров ископаемых птиц.

Вера Максимова, 11.09.2024 14:39