18 авг

Недра Земли пробурили на рекордную глубину

Австралия, Британия, США

В ходе экспедиции по изучению океана международной команде исследователей удалось пробурить самый глубокий образец из мантии Земли и добраться до глубины 1,2 километра в районе Срединно-Атлантического хребта. В этом месте идет расхождение океанических плит и в образовавшийся разлом поднимается расплав из мантии. Ученые работали на борту судна JOIDES Resolution.

Как рассказал Гордон Саутэм, геомикробиолог из Университета Квинсленда в Австралии и соавтор нового исследования, все выполняли свою задачу: бурильщики извлекали очередной участок глубокого керна, группа микробиологов собирала образцы для культивирования бактерий, чтобы определить до какой предельной глубины существует жизнь в глубоководной подземной морской экосистеме. Было бы интересно понять происхождение жизни и оценить возможность жизни за пределами Земли.

Полученные образцы керна должны дать представление о движении мантии. Мантия состоит из многих слоев и будет интересно сравнить их со слоями в образце, - полагает Йохан Лиссенберг, геохимик из Университета Кардиффа в Британии и ведущий автор исследования. Материалы работы публикует журнал Science. Как сообщил Лиссенберг, в настоящее время исследователи выяснили, что расплавы движутся не вертикально, а по диагонали по наклонной траектории к поверхности.

Бурение проводили недалеко от "Затерянного города". Это поле гидротермальных источников, множественные образования которого выделяют метан и водород в океан. За счёт этих молекул существуют разные микроорганизмы, которыми питаются мелкие беспозвоночные, такие как улитки и трубчатые черви. Команде исследователей повезло - бурение проходило относительно легко. Рабочие аккуратно вынимали из скважины секции длиной до 5 метров. Всего удалось извлечь более 70 процентов керна общей длиной 1,2 километра. Последовательное чередование пород до глубины 1,2 километра позволяет обнаружить взаимосвязь между разнообразием, численностью и активностью микроорганизмов по мере увеличения глубины и температуры.

Вера Максимова, 18.08.2024 22:00