29 июл

Зубы комодских варанов оказались железными

Англия, Китай, Канада

Комодские вараны и так привлекают всеобщее внимание своей нестандартной внешностью, размерами и повадками. Охотно верится, что это чудище является потомком тех самых "ужасных ящеров" - динозавров, сохранившим их характерные черты и манеры до наших дней. Они вырастают до четырех метров в длину и имеют привычку добывать на обед крупных животных, вроде буйволов. Для этого природа одарила их соответствующим оружием - сильными когтистыми лапами, мощным по силе удара хвостом и пастью, полной острых, зазубренных и загнутых назад зубов. Которые, как недавно выяснилось, покрыты слоем железа.

Изучавшие зубы варанов исследователи из Королевского колледжа Лондона вместе с коллегами обратили внимание на оранжевую окраску по краю режущей поверхности зубов. Оказалось, что такую окраску им придает большое содержание железа в эмали. Как пояснил ведущий автор исследования Аарон ЛеБлан, старший преподаватель биологических наук в области стоматологии в Королевском колледже, ничего подобного у плотоядных ящериц специалисты ранее не встречали. Статья опубликована в Nature Ecology & Evolution.

И это не потому, что в их рационе много железа. У совсем юных варанов, зубы которых только ещё развиваются и скрыты в дёснах, тоже имеют по краям оранжевую окантовку. Химические и физические эксперименты показали, что такую окраску краям придают соединения железа, которые накапливаются в рабочих зонах зуба. Зубная эмаль у варанов очень тонкая, ее надо было как-то укреплять и природа нашла нестандартный путь. Ко всему прочему, зубы комодских варанов достаточно устойчивы к кислоте, что понятно, так как от несъедобных частей добычи, вроде рогов и копыт, ящеры избавляются - вместе с желудочным соком.

Не у одних комодских варанов зубы оправлены в железо. Исследователи нашли нечто похожее на зубах у других видов варанов и у некоторых крокодилов. Железо в зубах есть также у бобров, у землероек и даже у рыб. А вот у динозавров железа в зубах пока так и не нашли. Может быть его в динозавровых зубах так и не было, а может оно исчезло за миллионы лет, пока их останки лежали в земле и ждали ученых.

Вера Максимова, 29.07.2024 15:59