27 апр

Ископаемая акула питалась черепахами и аммонитами

Мексика, Франция, Австрия

Акулы птиходусы (Ptychodus) обитали в океанах Земли 105-75 миллионов лет назад. Скелеты у них состояли из хрящей, а потому в палеонтологическую летопись они не попадали - ученым доставались только крупные зубы. По ним, конечно, можно составить какое-то общее представление о животном, но понять, как оно выглядело и определить его место на эволюционном древе возможным не представлялось. Тем большей была радость археологов, когда им посчастливилось заполучить полную окаменелость таинственного птиходуса.

Исследовательская удача улыбнулась группе археологов из Франции и Австрии. Окаменевшие останки древней акулы ученые откопали в одном из известняковых карьеров в Нуэво-Леоне на северо-востоке Мексики. Теперь в руках специалистов было достаточно данных, чтобы восстановить облик морского хищника, обитавшего в океанах миллионы лет назад. Находка представляла собой полный экземпляр - отпечаток тела птиходуса сбоку. Здесь были не только все элементы скелета, но и остатки мышц, плавники и зубы. Еще три скелета были почти полными, в числе них останки детеныша длиной 56 сантиметра, оставшиеся два экземпляра сохранились частично.

Длина ископаемой акулы составляла около 9,7 метров. Оказывается, птиходусы были крупнее современных белых акул, но меньше, чем ученые предполагали ранее. Результаты исследования показали, что птиходусы были разновидностью ламнообразных - группы, к которой относились мегалодоны и большие белые акулы-людоеды. Обтекаемая форма тела говорит о том, что древние акулы быстро плавали и могли охотиться в открытом океане. Форма и размеры зубов указывают на то, что они питались аммонитами и морскими черепахами. Такими челюстями можно было дробить прочные панцири рептилий и ракообразных.

Как сообщил ведущий автор исследования Ромен Вулло из Университета Ренна во Франции: "Птиходус занимал особую экологическую нишу в морях позднего мелового периода. К концу эпохи эти крупные акулы, вероятно, находились в прямой конкуренции с некоторыми морскими рептилиями (мозазаврами), охотившимися на ту же добычу". Эту конкуренцию акулы птиходусы проиграли... Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences (RSPB).

Зубы птиходуса, между прочим, нашли и под Шацком в Рязанской области. Они переданы в Дарвиновский музей. Так что птиходусы жили и у нас!

Вера Максимова, 27.04.2024 17:56