13 мрт

На Земле нашли жизнь

Швейцария

Исследователи из Федерального технологического института Цюриха в рамках тестирования интерферометра LIFE использовали атмосферу Земли. Инструмент состоит из пяти отдельных телескопов, работающих в едином режиме. Его запустят в космос для поиска сигналов наличия жизни в атмосферах других планет. Испытание прошло великолепно: телескоп обнаружил признаки жизни на нашей планете. По замыслу ученых интерферометр LIFE будет проводить наблюдения в среднем инфракрасном диапазоне. Его основная цель - обнаружить спектральные линии индикаторов жизни (озона, метана и закиси азота) в атмосферах других планет.

У интерферометра пять инструментов, которые работают совместно. Его отправят за полтора миллиона километров от Земли, где он будет исследовать экзопланеты. Экзопланет открывают каждый год все больше и больше и на части из них может существовать жизнь. Вот интерферометр и будет это выяснять. Чтобы проверить его чувствительность на единственной достоверно известной живой планете, Землю и использовали в качестве полигона. Как пояснил профессор Саша Кванц, телескоп должен был обнаружить определенные химические соединения в спектре атмосферы планеты.

При помощи инструмента LIFEsim исследователи измерили спектры на полюсах и в районе экватора Земли. Данные брали за январь и июль, когда сезонные колебания самые большие. В итоге интерферометр смог выявить углекислый газ, водород, озон и метан в земной атмосфере. А еще были обнаружены сигналы, указывающие на присутствие жидкой воды на поверхности. Все это указывает на планету с умеренной температурой, наличием атмосферы, условия на которой вполне подходящие для поддержания жизни.

Особенно интересны, с точки зрения специалистов, азот и метан, которые вырабатывают живые организмы. Они стали надежными признаками наличия биологической жизни на Земле. Исследователи надеются, что телескоп сможет идентифицировать их и на экзопланетах, если они там будут. Материалы исследование опубликованы в издании The Astronomical Journal.

Вера Максимова, 13.03.2024 14:51