19 фев

На Марсе обнаружены следы разных видов вулканов

Гонконг, Китай

В ходе исследования огромного древнего озера Эридания на Марсе, ученые из Гонконгского университета обнаружили следы активности четырех видов вулканов. Они находились на единственной тектонической плите, которая существовала на Марсе, что отличает Красную планету от Земли, чья кора состоит из нескольких плит. И так как тектонического дрейфа на Марсе не было, на его поверхности сохранились древнейшие породы. Их изучение позволит полнее понять геологическую историю планеты и, возможно, даст новые данные о геологической истории планет Солнечной системы.

Две трети поверхности Марса сложены породами, возраст которых составляет более трех миллиардов лет. При этом 45% занимают породы более древние, сложившиеся больше 3,6 миллиардов лет назад. Кора Марса избита метеоритными кратерами, что позволяет специалистам получить геологические данные о раннем периоде формирования планеты. Космические орбитальные аппараты предоставили информацию о регионе, где когда-то располагалось марсианское озеро-море. Тут исследователи обнаружили целый массив из четырех видов вулканов. Здесь есть свидетельства существования вулканических куполов, стратовулканов, комплексов кальдер и пирокластических щитов.

В целом, вулканы Марса структурно схожи с земными, однако некоторые отличия все же присутствуют. Из-за меньшей гравитации, диаметры местных вулканов больше, как и сила взрывов. Это приводило к огромным выбросам породы. Изучение отложений показывает, что кора раннего Марса в результате вулканической активности подвергалась медленному смещению. Ученые считают вероятным существование в районе озера Эридания сотен разных вулканов, которые работали на дне этого гигантского озера-моря.

Общая картина представляется очень похожей на земные ландшафты архейского периода, когда на Земле плескался безбрежный океан, в котором зарождались первые живые организмы. Статья исследователей опубликована в журнале Nature Astronomy. Авторы работы отмечают: "Наблюдение за марсианскими породами дает нам прекрасную возможность более детально исследовать эволюцию планетарного ландшафта".

Вера Максимова, 19.02.2024 16:54