14 фев

На Земле не было горячих океанов

Новая Зеландия

Новые данные исследователей, статья которых опубликована в журнале Science, свидетельствуют о том, что последние два миллиарда лет климат на Земле был относительно мягкий и стабильный. Что противоречит устоявшемуся представлению о том, что в это время океаны были горячими. Как известно, температура является важным показателем разных химических реакций, которые определяют течение жизни и условия окружающей среды. Ее изменения являются предметом постоянного интереса специалистов, занимающихся биологической и климатической эволюцией.

Ведущий автор исследования доктор Терри Иссон, геохимик из Университета Вайкато, поясняет: "Знание температур в прошлом может помочь нам понять, как работает климатическая система Земли, и дать представление об условиях, которые способствовали зарождению и эволюции жизни". Совместно с Софией Раузи, вторым автором работы, они применили новые методы получения данных о температурах Земли в прошлом. Исследователи использовали пять уникальных серий данных, полученных из горных пород. Ученые "опросили" в том числе сланец, оксид железа, карбонат, кремнезем и фосфат, рассказавшие о миллиардах лет истории планеты.

Результаты работы оказались неожиданными. Новые данные показывают, что 500 миллионов лет назад, еще до появления животных и растений, никаких горячих океанов с температурой под 60 градусов на Земле не было. Ранний океан, напротив, был умеренным и стабильным. Его температура была около десяти градусов. Это полностью меняет картину условий окружающей среды, в которых шло развитие сложной жизни.

Работа ученых впервые показывает связь эволюции растений, морских существ, строящих скелеты и панцири из кремнезема (кремнистые формы жизни), с образованием глины и глобальным климатом. По словам исследователей, оказалось, что процесс образования глины, вероятно, был ключевым фактором в регулировании климата ранней Земли и поддержании стабильных умеренных условий. А это способствовало эволюции и развитию жизни. Удивительно, оказалось, что жизнь не только реагирует на климат, но и формирует его.

Вера Максимова, 14.02.2024 12:19