05 фев

Рыба девонского периода имела гигантскую челюсть

Швейцария

Международной команде исследователей из Швейцарии, Нидерландов, Франции, США и Польши удалось разобраться и восстановить как выглядела панцирная (Placodermi) рыба девонского периода вида Alienacanthus. Даже в данном ей латинском видовом названии ошеломленные ученые не смогли скрыть своего удивления инопланетным обликом ископаемой рыбы. И надо сказать, основания для этого у них были - у рыбы нижняя челюсть вдвое длиннее черепа и поэтому у нее самый экстремальный прикус. Обычно у животных удлиняется верхняя челюсть, как к примеру у рыбы-меч, или и верхняя, и нижняя - как у гавиалов и ихтиозавров. Но, видимо, эволюция перебирала все возможные варианты.

Впервые окаменелость этого существа нашли еще в середине прошлого века на территории Польши. Тогда казалось, что у странной рыбы зачем-то длиннющие шипы на плавниках, фрагменты которых и были найдены. Теперь выяснилось, что эти кусочки на самом деле еще более удивительная деталь - чрезвычайно длинная нижняя челюсть. Она намного длиннее нижней и утыкана множеством загнутых назад зубов.

Статья исследователей с результатами работы опубликована в журнале Royal Society Open Science. По словам одного из авторов работы профессора Мелины Джоббинс, палеонтолога из Цюрихского университета, особенности внешнего облика стали ясны благодаря новым находкам. В руки исследователям попал череп с целой нижней челюстью. И она оказалась в два раза длиннее черепа. Рыбы плакодермы обитали в земных океанах от 419 до 358,9 миллионов лет назад. Тогда на планете существовали только два больших куска суши, два суперконтинента - Лавруссия и Гондвана. А так как окаменелости нашли на территории Польши и Марокко, которые в девоне находились на северо-восточном и южном побережье, следует предположить, что Alienacanthus свободно перемещались по всему океану.

Древняя рыба была настолько уникальной, что ее челюсти должны были работать как-то по-особенному. Ученые полагают, что вероятнее всего нестандартная нижняя челюсть нужна была для успешной охоты ископаемого хищника на живую добычу. Длинная нижняя челюсть подхватывала жертву снизу, а загнутые зубы не давали вырваться из пасти.

Вера Максимова, 05.02.2024 15:07