19 дек

Северные олени видят ультрафиолет

Россия, Британия

Северные олени прекрасно приспособлены к жизни в высоких широтах. Для этого в процессе эволюции они обрели некоторые уникальные фишечки: приспособились есть в основном лишайники, за которыми нет большой очереди, и зимой они способны находить белые лишайники на белом снегу благодаря возможности видеть ультрафиолетовое излучение. Особенности уникальны. Об этом сообщили исследователи из Проектного офиса развития Арктики. Российские исследователи при помощи специальной камеры обнаружили, что ультрафиолет поглощают в северных широтах только отдельные объекты и в частности шерсть животных и лишайники. Снег его отражает, потому люди и животные на севере получают двойную дозу ультрафиолета.

Однако у животных, которые активны днем, роговица глаз и хрусталик поглощают это излучение, не допуская его попадания на сетчатку, для которой он опасен. А глаза северных оленей пропускают больше половины (60%) ультрафиолетового света. Кроме того у их глаз есть особое приспособление - тапетум, отражающий слой за сетчаткой. Благодаря чему животное лучше видит в сумерках. Тапетум оленей сезонно меняет цвет - летом он, как у большинства животных, золотистый или желтоватый, к зиме становится голубым. И начинает отражать не только видимый свет, но и ультрафиолет, на что реагируют светочувствительные колбочки сетчатки.

Следует отметить, что видеть ультрафиолет могут насекомые и многие позвоночные, ведущие ночной образ жизни, к примеру, летучие мыши. А вот зачем это понадобилось северным оленям - вопрос интересный. Его разрешением занимались исследователи из Дармутского колледжа, статья которых опубликована в издании i-Perception. Исследователи обнаружили, что олени научились видеть ультрафиолет, чтобы находить свою основную пищу зимой - олений мох (ягель). В большинстве своем это лишайники из родов кладония (Cladonia) и цетрария (Cetraria).

Особенно любима оленями кладония оленья (Cladonia rangiferina). Это светлые жесткие кустики или деревца до 12 сантиметров высотой. На вкус она - на любителя, но содержит много белков, жиров и питательных веществ. Летом найти ее - не проблема, а вот зимой эти беловатые веточки сливаются с таким же снегом. Исследователи считают, что ягель как раз и стал причиной развития способности видеть ультрафиолет, в котором его кустики хорошо видны на снегу. Изучив спектр поглощения дикорастущей Cladonia rangiferina с Северо-Шотландского нагорья, где много разных лишайников, ученые обнаружили, что она лучше всего заметна в полумраке в световом диапазоне 330-370 нанометров. А это ближний ультрафиолет, на который и настроено зимнее зрение северных оленей. Есть и дополнительный бонус - в ультрафиолете хищника можно заметить издалека, благодаря выдающей его в ультрафиолете шерсти.

Вера Максимова, 19.12.2023 14:52