17 окт

Общение между растениями показали визуально

Япония

Японские ученые из Университета Сайтама наблюдали общение между растениями при помощи летучих органических соединений. Статья с результатами работы опубликована в журнале Nature Communications. О том, что растения передают информацию друг другу по воздуху, впервые заговорили в конце прошлого века. В 1983 году феномен был подтвержден. Было показано, что при нападении вредителей на одно растение, оно выделяет летучие соединения, которые быстро распространяются в окружающей среде, сообщая соседним растениям об опасности. Однако как соседи реагируют на эти сигналы известно не было.

Группа исследователей, возглавляемая профессором Масацугу Тойота, показала визуально реакцию растений на эти тревожные сигналы. Для создания картинки специалисты применили систему флуоресцентной визуализации. Специальная установка показала всплески свечения, которые возникали и распространялись в горчице Arabidopsis thaliana после воздействия летучих органических веществ, которые отправил куст, повреждаемый гусеницами.

Как оказалось, у растений есть специальные белковые сенсоры, которые принимают сигналы попавших в беду собратьев. В качестве индикаторов используются летучие вещества зеленых листьев, выделяемые при механическом повреждении растений. По словам профессора Тойота, ученым наконец удалось раскрыть тайну общения растений между собой. Они смогли увидеть процесс передачи сигнала тревоги растением, подвергшимся внешнему воздействию и прием этого сигнала соседними собратьями. "Эта коммуникационная сеть, скрытая от нашего взгляда, играет ключевую роль в своевременной защите соседних растений от неминуемых угроз", - поделился своими наблюдениями профессор.

В дальнейшем наблюдения показали, что защитную реакцию у резуховидки (Arabidopsis thaliana) вызывают два вида летучих веществ. Это химические соединения, имеющие травянистый запах, которые выделяются при механическом повреждении зеленых листьев. Их действие усиливает регуляцию генов, связанных с защитой. В течение минуты они вызывают быстрое появление ответных сигналов в защитных клетках, потом в клетках мезофилла, а через некоторое время и в клетках эпидермиса, которые реагируют медленнее.

Вера Максимова, 17.10.2023 15:14