04 мая

Внутри одноклеточной водоросли оказалось семь жизней

Европа

Группа океанографов, паразитологов и биологов из разных стран нашла у одноклеточной водоросли Cryptomonas gyropyrenoidosa сразу семь геномов! И это не только водорослевые геномы, но и ДНК других групп живых организмов - бактерий и вирусов. Хотя с последними насчет их жизни вопрос пока остается открытым. Удивленные исследователи опубликовали статью о своем открытии в журнале Current Biology. Водоросль, которую изучали специалисты, принадлежит к пресноводным одноклеточным водорослям. Ранее удалось выяснить, что в некоторых клетках ее находятся бактерии, а в некоторых из этих бактерий - еще и вирусы. Такая вот необычная биологическая матрешка, которая не могла оставить равнодушными исследователей.

Удивительную генетическую Санта-Барбару ученые смогли распутать. Было установлено, что первоначально, на первой ступени своей эволюции, водоросль была хищной клеткой, свободно бороздившей водную среду. В один прекрасный для нее день хищница повстречалась с клеткой красной водоросли, которая умела фотосинтезировать, получая энергию из света. Это было стОящим делом и наша хищная водоросль поглотила красную, присвоив себе заодно с ее геномом и способность к фотосинтезу. Однако ядро красной водоросли передало хищнице все фрагменты геномов, содержащиеся в нем и теперь у нее было четыре генома.

Дальше история развивалась, как в хорошем детективе. На Cryptomonas gyropyrenoidosa в последствии нападали бактерии двух разных типов, заражая ее и передавая свои ДНК. Одна из бактерий в свою очередь оказалась заражена стойким вирусом с собственной ДНК. В итоге у нашей водоросли в ее единственной клетке оказалось сразу семь геномов. Своего рода мировой рекорд. При этом, что интересно, бактерии, содержащие вирус, передали эволюционирующей Cryptomonas gyropyrenoidosa больше своего генома, чем бактерии, не пораженные вирусом.

По мнению исследователей наличие вируса внутри предоставляет бактериям дополнительный бонус, позволяющий их геному дольше и лучше сохраняться в клетке водоросли.

Вера Максимова, 04.05.2023 17:08