Категории в каталоге условные и созданы для общего ориентира, расширения кругозора или изучения определенной группы объектов (например праздники). Если Вы ищите что-то конкретное, то лучше воспользоваться поиском по происхождениям.


Топ происхождений

04 апр

Для обучения мозг не нужен

Швейцария, Испания

Понятие "ассоциативное обучение" связывают с работами русского ученого Ивана Петровича Павлова. Свои опыты он проводил почти сто лет назад, изучая способность организма устанавливать связи между предметами и явлениями. Оказалось, что такому обучению поддаются многие организмы - от насекомых до грызунов. Однако считалось очевидным, что для этого необходим мозг. Теперь исследователи из Швейцарии и Испании неожиданно обнаружили, что вовсе не обязательно. Они выявили способности к ассоциативному обучению у организма, у которого нет не только мозга, но и даже какого-либо крупного скопления нервных клеток.

Опыты проводили с крошечной актинией Nematostella vectensis. У нее нет центральной нервной системы. Нервные клетки у нее равномерно разбросаны по всему телу, может, немного плотнее на подошве, у основания щупалец и у рта. Получается, что отдельного органа, который бы хранил информацию и занимался ее обработкой, у актиний нет. Тем не менее она усердно училась. Ученые не имеют понятия, как это ей удавалось, но факты - вещь упрямая.

Актиний, выращенных в лаборатории, разделили на группы по десять - восемнадцать особей и воздействовали на них светом и током. Исследователи клянутся, что разряд был слабым и ни одно создание во время опыта не пострадало. Тем не менее, воздействия осуществлялись как по отдельности, так и одновременно. Кому понравится, когда ток щиплется, пусть и немного? Актиниям тоже не нравилось и они реагировали на это, пряча щупальца. И вскоре стали подмечать, что свет служит предвестником тока. В тех группах, где свет и ток включали одновременно, уже после нескольких воздействий подавляющее большинство актиний сразу втягивали щупальца, демонстрируя защитную реакцию.

Если ток и свет включали с интервалом в минуту, только треть актиний сразу понимали связь между этими неприятными событиями и прятали щупальца. А если ток исключали совсем, на свет реагировало втягиванием щупалец только 11% организмов. Казалось бы существование памяти у актиний налицо, только где она находится при отсутствии какой-либо нервной системы - остается загадкой. Статья исследователей появилась в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Вера Максимова, 04.04.2023 20:25


Нет комментариев


Оставить комментарий

регистрация | авторизация