05 июн

Найден простой путь к появлению жизни

США

Исследователи из США открыли простой процесс, который позволил осуществить переход от отдельных цепочек РНК к первым живым клеткам. Сейчас организмы записывают и передают наследственную информацию в ДНК, а воплощают с помощью белков. Однако на ранних этапах зарождения жизни эти две функции могли выполнять РНК. Их отдельные составляющие образуются из неорганических веществ, но собрать из них полимеры нуклеиновых кислот совсем непросто. И специалисты давно ищут реакции и условия, в которых это стало бы возможным.

Исследователи из США обнаружили простой вариант, который заключается в полимеризации РНК на вулканическом стекле. А вулканического стекла на ранней Земле было полно. Статья ученых появилась в издании Astrobiology. Элиза Бьонди (Elisa Biondi) и ее коллеги из Фонда прикладной молекулярной эволюции лабораторным путем доказали, что длинные, до 200 звеньев, цепочки РНК образуются сами собой при просачивании смеси нуклеотидов через вулканическое стекло. Этот минерал получается при быстром застывании базальтовой лавы. На молодой Земле действующих вулканов для этого было предостаточно.

Тогда лава покрывала значительную часть планеты благодаря активным извержениям и столкновениям Земли с крупными астероидными телами. Из-за испарения воды появлялись мелкие водоемы, очень подходящие для начала первых реакций, ведущих к появлению жизни. Метеориты приносили железо и никель, условия и среда очень способствовали прохождению реакций между азотистыми основаниями и фосфатом рибозы и образованию нуклеотидов - отдельных кусочков РНК. А попадая на поверхность из вулканического стекла, эти нуклеотиды превращались в полимеры.

Этот процесс превращений от простых органических молекул, которые находят и в космосе, до длинных цепочек полимеров, способных к дальнейшему развитию и появлению прото-жизни, оказался достаточно простым. Как заявил Ян Шпачек, эксперт из Firebird Biomolecular Sciences, достоинство предложенной модели и ее красота в том, что она чрезвычайно проста. Ученый утверждает, что этот путь способны повторить и ученики в школьной лаборатории химии.

Вера Максимова, 05.06.2022 18:37