16 ноя

Кольца в газопылевых дисках проделали планеты

Япония

Вокруг молодых звезд иногда удается различить протопланетные диски из газа и пыли. В них даже можно заметить многочисленные кольца, в которых есть пустые промежутки. Специалисты предполагают, что в этих местах могли формироваться планеты, собравшие вещество газопылевого протопланетного облака, следствием чего и стали эти пустоты. Однако самих планет обнаружить не удается. Но где же тогда эти планеты? Ответ на вопрос удалось получить японским исследователям из Национальной астрономической обсерватории. Статья с результатами работы Кацухиро Канагавы (Kazuhiro Kanagawa) и его коллег опубликована в The Astrophysical Journal.

Группа астрофизиков построила компьютерную модель, показывающую, каким образом и при каких условиях новая планета могла бы уйти с места образования. Исследование проводилось при помощи суперкомпьютера Национальной астрономической обсерватории Японии ATERUI II. Как выяснилось, молодая планета может "уйти из родительского дома" на другое место. При этом если вещество диска имеет низкую вязкость, то кольцо, где она обрадовалась, останется на своем месте. Что, собственно, и наблюдают специалисты.

Полученные данные свидетельствуют, что процесс происходит в несколько этапов. Вначале планета перебирается поближе к звезде, кольцо остается при этом на своем месте. На втором этапе первоначальное кольцо, оставшееся без гравитационного влияния планеты, деформируется и постепенно распадается. А на новом месте образуется новое кольцо. Результаты моделирования полностью совпадают с тем, что сообщают наблюдатели. Специалисты изучили изображения колец в газопылевых дисках звезд, полученные с помощью системы радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array). Им удалось различить все этапы гибели кольца и формирование нового. Исследователи отмечают, что молодые планеты, устроившись на других орбитах, остаются вне видимости.

Моделирование дает объяснение тому факту, что планеты редко удается заметить возле внешних колец. Впрочем, результаты еще предстоит подтвердить дальнейшими наблюдениями, когда у специалистов появятся инструменты, позволяющие различить планеты вблизи центральной звезды.

Вера Максимова, 16.11.2021 20:01