13 ноя

Быстро эволюционирующие виды рептилий вымирают быстрее

Великобритания

Палеонтологи изучили сотни ископаемых рептилий разных видов и пришли к выводу, что те из них, кто быстрее обживался в новых условиях среды, был первым кандидатом на вымирание. А вот те, кто медленно менялся и приспосабливался постепенно и с трудом, в долгосрочном плане оказывался в выигрыше. Спор среди специалистов об оптимальной скорости приспособления видов в плане продолжения их эволюции идет достаточно давно. Кто более склонен к вымиранию - быстро эволюционирующие или медленно? Вопрос оказался не таким простым.

Ведущий автор работы, профессор Бристольского университета Майкл Бентон и его коллеги изучали скорость увеличения размеров первых пресмыкающихся, когда заодно выяснили и ответ на этот вопрос. Их вымершие подопечные возникли в начале мезозоя, после вымирания звероящеров и крупных животных палеозоя. Всего были изучены сотни окаменелостей разных видов лепидозавров. Они относятся к большому надотряду рептилий, куда входят ныне живущие ящерицы, змеи и туатары. Сюда же входили и отдельные морские и летающие рептилии мезозоя, которых больше нет.

Исследователи выяснили, как менялись размеры тела родственных видов и на основании этого рассчитали скорость эволюции. Как свидетельствовали данные, быстрее всего эволюционировали клювоголовые рептилии, а вовсе не предки современных видов. От клювоголовых сохранились одни туатары, остальные сошли с эволюционной дистанции. Такие же результаты были и по семействам и родам рептилий: чем быстрее менялся их внешний вид, тем больше шансов было у их представителей на вымирание.

Результаты работы специалистов стали первым подтверждением гипотезы американского палеонтолога Джорджа Симпсона, которая появилась в 40-х годах прошлого века. Он считал, что слишком быстрая эволюция влечет за собой генетическую нестабильность, что отрицательно сказывается на выживании видов. По словам профессора Бентона, не всегда быстро меняющиеся виды вымирают, но на большом временном отрезке сохраняются и продолжают эволюцию виды, у которых скорость изменений невелика. Статья исследователей опубликована в издании Palaeontology.

Вера Максимова, 13.11.2021 18:17