25 сен

Дальние миграции стали возможны с началом употребления молока

Россия, Германия

Примерно пять тысяч лет назад на территории Причерноморско-Каспийских степей, от Среднего Поволжья до предгорий Кавказа жили люди так называемой ямной культуры. Как показал генетический анализ, они были большими любителями путешествий. Их гены находят у жителей Скандинавии и Сибири. Это были сверхдальние миграции и для них надо было обладать определенными возможностями. В частности, обеспечить себе питание в любых условиях и иметь какое-никакое транспортное средство. Оказалось, что с обоими пунктами у ямников был полный порядок. Они научились питаться молоком домашнего скота и приручили лошадей.

Сотрудники Российской академии наук и ряда других российских научных центров вместе с коллегами из Института истории человека Общества Макса Планка установили, что ямники стали далеко уходить на новые территории, как только смогли питаться молочными продуктами. Исследователи провели палеодиетологический анализ зубного камня древних представителей этой культуры из западных Евразийских степей. В зубном камне отдельные молекулы пищи, которую ел человек, могут находиться многие тысячи лет.

Выяснилось, что практически у всех людей раннего бронзового века в зубном камне присутствуют молочные белки. Чего не наблюдалось ранее. Исследователи смогли установить даже чье молоко пили ямники. Это были не только коровы, козы и овцы, но так же и лошади. А значит, лошади к этому времени у ямников уже были домашними животными.

Принято считать, что лошадей приручили в Казахстане люди ботайской культуры около пяти тысяч лет назад. Исследователи проверили зубной камень и этих древних людей. Однако никаких биомолекул молока на нем не оказалось. Это дает основание утверждать, что хотя факт приручения лошади ботайцами не вызывает сомнений, найдены кости лошадей Пржевальского, но одомашнивание лошадей в полной мере, с использованием в пищу их молока, состоялось на полторы тысячи километров западнее, в Черноморско-Прикаспийских степях. Статья ученых опубликована в журнале Nature.

Вера Максимова, 25.09.2021 17:01