05 июн

У акул было собственное массовое вымирание

США

Исследователи из Йельского университета и Атлантического колледжа неожиданно выявили некоторые данные, указывающие на массовое вымирание акул около 19 миллионов лет назад. Тогда в океанах их было на порядок больше, чем сегодня. Американские палеонтологи обнаружили факт вымирания совсем случайно, как рассказала автор исследования Элизабет Сиберт. Специалисты изучали окаменевшие зубы костных рыб и акулью чешую в отложениях. По этим ископаемым можно было установить, как менялась численность рыб в Мировом океане за последние 85 миллионов лет. Это дало бы возможность понять, как естественным образом изменяется популяция этих рыб.

Оказалось, что 19 миллионов лет назад количество акульих чешуек по сравнению с зубами вдруг резко уменьшилось. Если до этого одна чешуйка попадалась на пять зубов, то теперь одна на сотню. Получается, акул стало в двадцать раз меньше... Материалы исследования проявились в статьте издания Science. После анализа стало понятно, что потеря была большой - тогда вымерло 70% всех акул. При этом за сто тысяч лет погибло 90% всех этих рыб. Максимум потерь пришелся на виды, которые жили в открытом океане, а не в зоне у берега. Даже в меловом и палеогеновом вымирании 66 миллионов лет назад, когда исчезло 75% всех видов растений и животных на планете, акупы пострадали в два раза меньше.

Почему произошло это бедствие, пока неизвестно. Никаких событий во внешней среде, которые могли бы вызвать столь катастрофический результат, ученым не известно. Ни климатических бедствий, ни глобальных изменений экосистем... И почему катастрофа так сильно ударила по обитателям именно открытого океана?

Исследователи рассчитывают, что дальнейшая их работа поможет выяснить, изменили ли акулы после этого события свою среду обитания? А еще получить ответ на вопрос: почему численность их так и не восстановилась за прошедшее с момента вымирания время? Событие наверняка как-то повлияло на появившиеся потом экосистемы и современные виды акул.

Вера Максимова, 05.06.2021 11:26