25 апр

Открыты археи, не выделяющие метан

Китай, США

Археи - это микроорганизмы, состоящие из единственной клетки, в которой нет ни ядра, ни каких-либо мембранных органелл. На Земле они живут давным-давно и с тех пор практически остались в первозданном виде. Вначале считали их любителями экстремальных условий - гидротермальные источники, соленые озера. Потом оказалось, что их полно везде и особенно - на дне океанов.

В геотермальных источниках провинции Юньнань в Китае исследователи обнаружили неизвестные археи, которые, как и все, перерабатывают растительные остатки, но при этом не выделяют метан. Статья опубликована в журнале Nature Communications. Открытие было сделано Валерией де Анда из Техасского университета в Остин и ее коллегами, которые изучали бактерии, обитающие в горячих источниках. Археи нового вида оказались обладателями совершенно иной ДНК, отличающейся от ДНК других микроорганизмов. При ближайшем рассмотрении их в лабораторных условиях неожиданно выяснилось, что подобно всем прочим археям, живущим в таких условиях, они питаются останками растений, но перерабатывают их без получения метана.

Новому виду дали название Brockarchaeota и попытались выяснить, живут ли они в других геотермальных источниках в разных регионах. Специалисты проверили крупнейшие геномные базы данных с целью возможного присутствия ДНК микроорганизмов нового вида в них. Поиски оказались весьма успешны. Выяснилось, что археи такого вида спокойно и счастливо живут рядом с гидротермальными источниками на дне любого океана. Такая повсеместная распространенность означает, что Brockarchaeota вносят весомый вклад в процесс обращения углерода на нашей планете.

Специалисты полагают, что необходимо как можно более подробно изучить жизнедеятельность этих архей. Тот факт, что они разлагают растительные остатки без метана в качестве побочного продукта, играет большую роль. Возможно, научившись разводить полезных крошек, можно будет с их помощью переработать скопления оттаявшей органики в зонах бывшей вечной мерзлоты и сделать это максимально безопасно, без ущерба для климата и экосистем. Их можно было бы использовать и в производстве органических веществ.

Вера Максимова, 25.04.2021 15:13