11 окт

В протопланетных облаках нашли воду и органику

Нидерланды

Специалисты, наблюдавшие за формирующимися звездами AFGL 2591 и AFGL 2136, обнаружили, что в окружающих их облаках газа и пыли присутствуют молекулы воды и простейшей органики. А ведь из этой пыли будут образовываться планетные системы на следующем шаге эволюции! Статья с материалами исследования опубликована в издании Astrophysical Journal. Указанные протозвезды имеют огромную массу, больше, чем солнечная, в сорок раз. Расположены они от нас в трех тысячах световых лет, но не рядом, в разных направлениях. Исследователи работали на двух инфракрасных телескопах - IRTF и SOFIA, причем второй установлен на борту самолета, что существенно улучшает его возможности - для телескопа такого типа важно находиться повыше над землей, чтобы минимизировать влияние примесей (водяного пара, углекислого газа, пыли), содержащихся в атмосфере.

Ведущий автор исследования Эндрю Барр (Andrew Barr) из Лейденского университета (Нидерланды) отмечает, что формирующиеся протозвезды оказались чем-то вроде химических лабораторий, где изготавливаются заготовки для возможной жизни в привычном для нас облике. Благодаря современным технологиям у специалистов появилась возможность убедиться в этом. Среди разных веществ исследователи нашли органические соединения: метан, циановодород, ацетилен. А так же воду, угарный газ, соединения серы и аммиак. Для полного комплекта "первичного бульона" не хватает только фосфора.

Интересно, что температура ближнего к звезде края облака достигает трех сотен градусов - реакции в нем должны протекать достаточно активно, повышая содержание жизненно важных компонентов. На следующем этапе из этих простых элементов могут создаваться более сложные органические соединения. Исследователи считают, что подобная картина характерна не только для газопылевых облаков вокруг формирующихся гигантов, но и для облаков вокруг звезд с массой, сравнимой с солнечной. Таким образом начиная с момента образования планет на них уже могут присутствовать соединения, необходимые для появления жизни.

Вера Максимова, 11.10.2020 19:07