04 апр

Морские губки поедают вирусы

Нидерланды

Ясно, что в связи с разворачивающимися в мире событиями даже само слово "вирус" вызывает негативные эмоции и конкретные опасения. На фоне этого, открытие, сделанное специалистами из Университета морских исследований в Нидерландах, обретает весомое значение. Исследователям удалось установить, что некоторые морские животные успешно питаются вирусами, отфильтровывая из воды кислород и всякие питательные вещества.

Как известно, вирусы живут в клетках, а если там им хорошо, то и размножаются, захватывая все больше таких клеток. А вот вне клетки - это просто соединение сложных молекул. И находясь в морской воде вместе с бактериями и микроскопическими водорослями, они являются неплохой едой для некоторых морских обитателей. В основном это организмы-фильтраторы. В частности, двустворчатые моллюски, рачки, морские губки, актинии и прочая беспозвоночная мелочь. Их-то и проверили в лаборатории на предмет поглощения вирусов из морской воды. В тройке лидеров оказались морские губки Halichondria panicea, крабы и моллюск съедобная сердцевидка.

При этом на первое место с большим отрывом вырвались губки. За три часа эксперимента они слопали 94% вирусов в аквариуме. А к примеру гигантская устрица - только 12%. Причем губки с удовольствием поедали и добавку, которую раззадоренные экспериментаторы подбрасывали им в аквариум каждые двадцать минут. И эти съеденные морскими обитателями вирусы никого уже не заражали.

До сих пор тот факт, что морские фильтраторы оказывают столь впечатляющее действие на количество вирусов, как-то ускользал от внимания специалистов. Теперь же страшно представить, что случится, если популяция губок по какой-то причине сократится... Практическим следствием данной работы пока является рекомендация добавлять некоторое количество губок в морские фермы по разведению рыбы. Они помогут минимизировать риск возникновения вирусных инфекций среди рыбы и исключить опасность ее попадания в дикие популяции в море. Статья исследователей опубликована в издании Nature Scientific Reports.

Вера Максимова, 04.04.2020 18:14