02 фев

Растения потянулись на сушу вслед за грибами

Бельгия

Специалисты из Бельгии, США, Британии и Германии в неопротерозойских доломитах на территории Демократической Республики Конго нашли некие нитевидные структуры, пронизывающие отдельные участки образцов. Вначале их было приняли за окаменелые цианобактерии и передали в Королевский музей Центральной Африки в Тервурене в Бельгии. Где они попали на глаза палеонтологу Стиву Бонневилю (Steeve Bonneville) из Брюссельского свободного института. Который засомневался в правильности изначальной идентификации находки и провел ряд исследований.

Были задействованы различные современные методики анализа - спектроскопия синхронного излучения, рамановская, флуоресцентная и электронная микроскопия, которые позволили обнаружить в загадочных нитях хитин. А он находится в стенках клеток грибов. Так что находка оказалась древнейшими грибами из известных палеонтологам. Их возраст составляет около восьмисот миллионов лет. До сих пор в руки специалистов попадали образцы, которым было не более шестисот миллионов лет. И это ученых расстраивало.

Дело в том, что генетики утверждали, что "молекулярные часы", анализирующие ДНК организмов, показывают, что представители этого царства появились на планете не меньше миллиарда лет назад. Но найти такие образцы все не удавалось. А теперь получилось приблизиться почти к самому началу царства грибов, что всегда приятно для исследователей.

Интересно, что образцы относятся к месту, где в те времена был берег болотца, лагуны или озера, какого-то небольшого теплого и мелководного водоема, в переходной зоне между водой и сушей. Это говорит о том, что первые растения около пятисот миллионов лет назад двинулись на сушу уже в симбиозе с грибами. Грибы первыми занимали переходную зону, очевидно питаясь цианобактериями и бактериальными пленками. И между делом перерабатывали породы, создавая первую почву. Что открывало путь растениям. Бонневиль считает, что находка уточняет эволюционную картину жизни и собирается продолжить исследование. Статья опубликована в издании Science Advances.

Вера Максимова, 02.02.2020 19:29