22 ноя

Древняя змея приоткрыла тайны своей эволюции

Аргентина, Австралия

Специалистов давно интересует вопрос этапов превращения ящериц в змей в ходе эволюции в связи с особыми условиями жизни. На этом пути тело рептилии стало длиннее, конечности были утеряны, а череп приобрел способность растягиваться. Все эти приобретения позволили змеям жить в норах и заглатывать добычу, размерами больше своей головы. Однако разобраться в подобных метаморфозах сложно - палеонтологические находки этого вида достаточно редки.

Но теперь у специалистов появились драгоценные артефакты. В породах формации Канделерос в провинции Рио-Негро в Аргентине археологи обнаружили восемь черепов и еще отдельные части скелетов, среди которых оказались задние лапки меловой змеи Nayash rionegrina (наджаш). Возраст пород, где нашлись ценные окаменелости, составляет примерно 90 миллионов лет.

Специалисты изучили находки при помощи световой микроскопии и компьютерной томографии высокого разрешения. По словам одного из авторов исследования Алессандро Пальчи (Alessandro Palci), особенно интересен для специалистов процесс перехода к гибкой конструкции головы, так как отсутствие конечностей встречается и у некоторых видов ящериц. Теперь получение фрагментов скелетов сразу нескольких особей дало возможность создать компьютерную модель черепа змеи и разобраться в его конструкции.

У наджаша оказались уже эластичными некоторые суставы черепа, но не все, как у современных змей. Среднее ухо рептилии занимает переходное положение от ящерицы к рептилии, а вот строение скул по-прежнему ближе к тому, что характерно для ящериц. По результатам исследования ученые выстроили эволюционное древо змей, принимая во внимание то, что в начале своего существования в течение примерно 70 миллионов лет змеи сохраняли небольшие, но очень ловко устроенные задние лапки.

Как отметил еще один автор работы Майк Ли (Michael S. Y. Lee) из Университета Флиндерса, природа превращала ящериц в змей по определенному плану, внося изменения в эволюционно оправданных направлениях. Это позволяло змеям успешно существовать в водной среде и на суше. Исследование опубликовано в издании Science Advances.

Вера Максимова, 22.11.2019 10:28