30 сен

Компоненты ДНК появились раньше Солнечной системы

Япония

Химики из Японии в лабораторных условиях смоделировали облако межзвездной материи и обнаружили, что в нем формируются основные компоненты молекулы ДНК. Материалы исследования появились в научном издании Nature Communications. Результаты работы подтверждают гипотезу формирования сложных молекул, являющихся основными элементами жизни, еще до появления самого Солнца и Солнечной системы. Как отметил один из авторов исследования Ясухиро Оба из Университета Хоккайдо, людям приоткрылся еще один уголок тайны возникновения жизни на Земле.

Оказалось, что некоторые материалы для этого уже содержались в газопылевом облаке, из которого формировались Солнце и планеты. Обнаружение в этих облаках простейших углеводородов, спиртов, сахаров и аминокислот поставило перед специалистами вопрос о способе возникновения примитивной органики и причинах устойчивости ее соединений в жестких условиях открытого космоса.

Для проведения эксперимента исследователи использовали частички космической пыли, молекулы аммиака, воды, угарного газа и метанола. Все это загрузили в вакуумную камеру и понизили температуру до 10 градусов Кельвина. Затем полученное "газопылевое облако" подвергли воздействию ультрафиолетового излучения. Частицы космической пыли стали нагреваться и покрываться пленкой воды. Как считают специалисты, этот слой воды стал основополагающим фактором запуска химической эволюции в самом начале процесса, когда еще не было Солнца и Солнечной системы. Именно в нем шло образование сложных молекул - своего рода деталей для белков и ДНК.

На поверхности пылевых частиц исследователи нашли 6 азотистых оснований: цитозин, урацил, тимин, аденин, ксантин и гипоксантин. А еще короткие белковые цепочки из 2 - 3 аминокислот. В лабораторном "облаке" присутствовали и некоторые сложные органические соединения, участвующие в создании жизни. Вещества возникли в очень небольших количествах и, видимо, поэтому их не удавалось обнаруживать в подобных экспериментах раньше. Но в масштабах космоса их масса вполне могла достичь необходимой величины еще до появления звезд.

Вера Максимова, 30.09.2019 07:13