12 июн

Два белых карлика создали великана

Россия, Германия

В космосе много всего странного и необычного. Но звезда J005311 смогла удивить даже привычных ко всему астрономов. Она скрывается в газовой туманности созвездия Кассиопеи, на расстоянии 10 тысяч световых лет от Солнечной системы. Ее увидел и показал всем инфракрасный космический телескоп WISE. Объект оказался каким-то странным - излучал почему-то только в инфракрасном диапазоне. Спектральный анализ показал, что звезда не содержит водорода и гелия - основного топлива нормальных светил. Вообще. В ее составе присутствуют кислород и углерод. Но это не мешает ей светить в 40 тысяч раз ярче, чем наше Солнце.

Ко всем прочим фишечкам, от звезды J005311 истекает мощный поток заряженных частиц (звездный ветер), несущийся со скоростью 16 тысяч километров в секунду. Даже самые крупные и горячие звезды испускают подобные потоки со скоростью 2 тысячи километров в секунду. Естественно возникает закономерный вопрос - как и откуда? Озадаченные специалисты совместной команды из Московского государственного университета имени Ломоносова и Боннского университета предложили свое видение этого феномена.

Объект J005311 образовался при слиянии двух выгоревших солнцеподобных звезд, полностью исчерпавших свой водородо-гелиевый запас. Как следствие - они стали так называемыми белыми карликами, звездами с огромными массами, сосредоточенными в неприлично малых размерах. Но при объединении таких объектов размеры получившейся звезды стали очень даже ничего себе, а суммарная огромная масса позволила запуститься следующему этапу эволюции, когда в топку пошли более тяжелые элементы. Звезда разогрелась до страшных 200 тысяч градусов на фоне скромных 6 тысяч у Солнца.

У такой аномальной звезды должно быть колоссальной силы магнитное поле. Оно-то и разгоняет ее звездный ветер до такой огромной скорости, которую определили специалисты. По словам соавтора исследования, профессора Норберта Лангера из Боннского университета, создание этого объекта произошло совсем недавно - каких-то несколько тысяч лет назад. Специалисты считают, что в конечном итоге исполин выжжет все оставшиеся элементы и станет полностью железным. Тогда гравитация уничтожит звезду J005311 сильнейшим взрывом по типу сверхновой, компактно свернув остатки в нейтронную звезду. Статья исследователей опубликована в журнале Nature.

Вера Максимова, 12.06.2019 17:50