28 апр

Чистый вакуум оказался не таким уж и пустым

Шотландия

Из ничего не возникает что-то. Об этом все знают, по крайней мере на собственном опыте. А потом нам еще в школе объясняют закон сохранения энергии. Однако специалисты из университета Стратклайда в Глазго (Шотландия) обнаружили интересные возможности чистого вакуума - этой самой пустой из пустот. Как прокомментировал автор исследования Адам Ноубл (Adam Noble), с точки зрения квантовой физики, пустота вакуума скрывает много неожиданностей. Статья исследователей появилась в издании Physical Research Letters.

Если говорить с позиций квантовой физики, вакуум - отнюдь не пустота. Это некое бурлящее "море" бесконечно и постоянно образующихся и аннигилирующих пар виртуальных частиц и их анти-двойников. И эти процессы особым образом действуют на поведение атомов и света. Ноубл с коллегами, проведя расчеты, заявили, что квантовые флуктуации вакуума вблизи пульсаров и сильные магнитные поля последних воздействуя на космическое излучение высокой энергии создают интересные эффекты, некоторые из которых проявляются в реальном мире.

Речь идет о так называемом черенковскои излучении, открытом еще в 1934 году советскими учеными Павлом Черенковым и Сергеем Вавиловым. Тогда ученые обратили внимание, что прохождение гамма-излучения в жидкости вызывает в ней заметное свечение, хотя и слабое. Ноубл и его команда утверждают, что все высокоэнегичное гамма-излучение, идущее от миллисекундных пульсаров, возникает при подобном взаимодействии между межзвездным вакуумом и космическими лучами.

Еще в 2009 году специализированный гамма-телескоп Ферми зафиксировал мощное излучение такого рода из центра Млечного Пути. Гораздо более сильное, чем было предписано теорией. Астрономы тогда его привычно списали на происки темной материи (higly likely). Но потом сами же и засомневались - а в соседней Туманности Андромеды почему такого нет? Теперь исследователи считают, что наблюдаемое было зримым проявлением в реальном мире обнаруженного ими явления. Выходит, Свет действительно сам появился из Тьмы, как и рассказывает Библия?

Вера Максимова, 28.04.2019 08:53