Смысл жизни: гедонизм

By vera |

Название данного философского учения исходит к греческому слову "удовольствие". Теория представляет собой систему нравственных учений, согласно которой все моральные определения добра и зла выводятся исходя из удовольствия (добро) или страдания (зло). Гедонизм впервые был развит в учении греческого философа- сократника Аристиппа Киренского (435 - 355 г.г. до н.э.). По его мнению, добром является все, что доставляет наслаждение. И смысл жизни человека состоит в получении этого наслаждения. Но гедонизм мог приобретать и крайние формы. Среди последователей философа были и такие, которые считали, что любое наслаждение оправдано, более того, оправданы любые действия, если они ведут к наслаждению.

В учении киренской школы гедонизм складывается как одно из мировоззрений, отстаивающее верховенство потребностей индивида над социальными условностями, ограничивающими свободу, подавляющими его самобытность. Гедонизм киренаиков противоречив - он утверждает самоценность личности, но может нести зло и аморальность. Различают эгоистический гедонизм, когда личное удовольствие - конечная цель, и универсалистский, когда конечной целью является общее счастье. Аристипп не делает различия между наслаждениями по источнику. Его учение игнорирует возможные в будущем, но недостижимые в настоящее время удовольствия.

У Эпикура (342/341 - 271/270 г.г. до н.э.) гедонизм трансформируется в так называемый эвдемонизм. Он считал настоящим благом не чувственные удовольствия тела, а удовольствия души . Смысл жизни должен состоять в достижении состояния атараксии - свободы от телесных страданий и душевных тревог. Различия между эвдемонизмом Эпикура и гедонизмом несущественны. Оба учения ориентированы не на добро, а на удовольствие и наслаждение. Эвдемонизм - философско- этическое течение, согласно которому единственным благом для человека является счастье. Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.) уверен, что "счастье мы всегда избираем ради него самого". Человек, достигший счастья не делает зла, так как вообще ничего не делает. Ему нечего желать, нечего делить с другими, он самодостаточен. Даже если он желает счастья другому, то лишь для того, чтобы несчастный вид другого человека не нарушал душевное спокойствие его самого.

Для эвдемонизма Аристотеля характерны два момента. Во- первых, блага разделяются на внешние, которые зависят не только от человека (например богатство, почет, удачливость и прочее) и внутренние ( добродетели, совершенная деятельность души), которые полностью зависят от индивида. Во- вторых, добродетели должны быть деятельными, как и совершенство. Аристотель считал совершенной деятельностью философско- теоретическую, созерцательное блаженство. Эвдемонизм Эпикура противостоит стоической традиции долга. Он был характерен для античности, средневековья, в значительной мере для Нового времени.

В эпоху Возрождения гедонизм получает своих приверженцев - Дж. Боккаччо, Ф. Петрарка, К. Раймонди - преимущественно в мягкой, эпикурейской версии. В дальнейшем идеи гедонизма трансформируются такими мыслителями, как Клодом Адрианом Гельвецием (1715 - 1771 г.г.), французским философом- материалистом и Бенедиктом (Барухом) Спинозой (1632 - 1677 г.г.), нидерландским философом- рационалистом и натуралистом. Они выводят поведение человека из удовольствия. Но удовольствие ассоциируется с общественно определенными интересами индивида - ограничением эгоизма, общественным договором, правильно понимаемым общественным интересом. Так, Томас Гоббс (1588 - 1679 г.г.), английский философ, основатель теории общественного договора и государственного суверенитета, считал, что в интересах мира и самозащиты человек должен отказаться от вещи, если на то есть согласие других людей государства. В отношениях с другими людьми должен работать принцип - не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе.

Далее гедонизм находит продолжение в классическом утилитаризме, отождествляющем удовольствие с пользой. Отсюда следует вывод, что удовольствие не является главным мотивом поведения, оно просто сопутствует той деятельности, которая воспринимается, как успешная. По этому же пути развивались идеи либерализма - течения, основанного на автономии индивида, как личности и гражданина. Лишь в произведениях Донасьена Альфонса Франсуа де Сада (1740 - 1814 г.г.) - маркиза де Сада - французского аристократа, философа и писателя, принцип удовольствия утверждался в чистом виде, проповедовалась абсолютная свобода, не ограниченная ни религией, ни нравственностью, ни правом.

Идеи гедонизма в большинстве европейских учений присутствуют в измененном виде - утопии аморальной вседозволенности, рационального перфекционизма и социальной организации. Они подвергались критическим отзывам. Так Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 г.г.), австрийский психолог и психиатр доказал, что удовольствие не может быть универсальным принципом поведения. Джордж Эдвард Мур (1873 - 1958 г.г.), английский философ, показал, что гедонизм содержит натуралистическую ошибку. В нем смешиваются понятие желания и достойного желания, средство достижения блага и то, что представляет часть этого блага, удовольствие и сознание удовольствия. Привнесение в гедонизм критериев рациональности, неявно устанавливает предел удовольствию и разрушает понятие абсолюта удовольствия. Оно становится предметом исследования частных наук - психологии и теории потребления. В XX веке этика и моральная практика отказываются от гедонизма. Ориентация на счастье и самодостаточность индивида и счастливое общество оказалась несовместимым с драматизмом существования человека в современном мире и интенсивностью общественных связей. А гедонизм, воплощенный в практике потребительского общества не имеет нравственной привлекательности. Как самостоятельное философское этическое течение этот принцип уже не воспринимается.

Информация:

Игнатенко А. А. "В поисках счастья", М., 1989

Мур Э. Дж."Принципы этики", М., 1984

WWW.iph.ras.ru

WWW.krugosvet.ru


Нет комментариев


Оставить комментарий