Философия жизни: биологизм, историцизм

By vera |

Философия жизни - иррациональное философское течение конца девятнадцатого - начала двадцатого века. Оно выдвигает в качестве исходного понятия "жизнь", как некую интуитивно постигаемую реальность, она не тождественна ни духу, ни материи. Жизнь многогранна, она по- разному трактуется в разных вариантах философии жизни. В биологическом толковании живое преподносится как нечто естественное, в отличие от искусственного, механического. Биологический вариант философии жизни представлен Ницше и Бергсоном.

Image

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900 г.г.), профессор классической филологии Базельского университета, Лейпцигский университет присуждает Ницше докторскую степень. Жизнь в философии Ницше - это органический процесс, постоянно текущий, непрерывный, неограниченный, бесконечно совершенствующийся, расширяющий свое влияние. Сознание и дух являются вторичными, это просто орудия. Человек истинный - это человек имеющий мощную жизненную силу. Силу, в которой сохранились дионисийские (хаотические) начала. Жизнь угасает там, где вперед выходит интеллект. Человек становится рабом в рамках морали и навязанных ему законов науки. Искусственное подавляет естество, удушая жизнь. Естественные процессы и проявления натуры не должны сдерживаться условностями морали, культуры или норм приличий человеческого общества. Для философии жизни Ницше характерна склонность к примитивизму, культу силы.

Еще одним типичным представителем этого течения является французский интуитивист, один из наиболее значимых философов двадцатого века Анри Бергсон (1859 - 1941 г.г.). Лауреат Нобелевской премии 1927 года по литературе, профессор, член Французской академии, президент Международного комитета по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций. Жизнь по Бергсону является вселенской силой, ведущей эволюцию, побуждая творчество. Материя образуется в результате деятельности жизни. Жизнь это чистая деятельность и постоянная изменчивость, это своего рода "перпетуум мобиле". Сознание как раз и есть выражение чистой деятельности, внутренняя жизнь. Это непрерывная волна переживаний, неудержимо бегущая по жизни. Нам кажется, что мир разделяется на недвижимые объекты и внешние отношения, выстраивающиеся вокруг них. На самом деле динамичны и объекты, и отношения, они изменчивы, более того, они естественно перетекают друг в друга, образуя эту волну переживаний. Бергсон говорит, что творчество есть выражение изобилия рождающей природы. Учение о потоке переживаний оказало большое влияние на литературу конца девятнадцатого - начало двадцатого века.

Чем же отличается историцисткий вариант? Его выразителем является германский философ Вильгельм Дильтей (1833 - 1911 г.г.), профессор Берлинского университета. С точки зрения Дильтея, жизнь есть первое и современное, а уж потом бытие. Все метафизические толкования мира базируются на переживании жизни. Переживание лежит в основе наук о духе, в отличие от естествознания. Все продукты человеческой истории возникли из переживаний души, любой интеллектуальный процесс поддерживается всей целостностью душевной жизни. Объяснение интеллектуально, но понимание осуществляется через совместную деятельность всех душевных сил. Человек всегда понимает больше, чем знает. И переживает больше, чем понимает.

Еще один сторонник историцизма - Освальд Шпенглер (1880 - 1936 г.г.), немецкий историософ, доктор философии, университет Галле и Мюнхенский университет. В его работах противопоставляется судьба и причинность в истории, как противоположны органическая логика и неорганическая. Причинность относится к законам истории, но настоящая история имеет судьбу и не содержит законов. Судьба и причинность, как время и пространство. Причинность - это застывшая в рамках рассудка судьба. Историю Шпенглер представляет, как совокупность культур, которые рождаются, развиваются и умирают. Там, где все силы истощены, культура превращается в цивилизацию. Это уже нечто механическое, искусственное. Шпенглер говорил о "символе прадуши" каждой культуры. Идея причинности подразумевает разложение, идея судьбы - созидания. Здесь прослеживается связь судьбы с жизнью, а причинности с неживым, механическим. Переживание и понимание выше знания, так же, как искусство выше науки. Научному знанию предшествует искусство.

Историцисткий вариант философии жизни трактует жизнь, как внутренние переживания. И если в других вариантах жизненное начало есть неизменный принцип бытия, то здесь большее внимание уделяется индивидуальным формам представления жизни. Отрицание научных методологий познания, вызывает попытки разработать специальные методы - герменевтика, "понимающая психология", морфология истории.

Своеобразный пантеистический вариант философии жизни связан с представлением о жизни, как о некой космической силе. Ее сущность заключается в непрерывном воспроизводстве себя и творении новых форм.

Принципиально различен философский и научный подход к миру. Философия считает, что наука стремится подчинить мир, а философы созерцают, что сродни искусству. Как первоэлемент жизни вводится понятие "прафеномен", как первообраз, воспроизводящий себя во всех элементах живой структуры. Трагизм в теориях философии жизни звучит от Георга Зиммеля (1858 - 1918 г.г.), немецкого философа и социолога и Степуна Федора Августовича (1884 - 1965 г.г.), русского философа, социолога, историка, которые рассуждают о косности продукта творчества, в противоположность творческому началу, творцу.

Важным результатом философского и естественнонаучного познания жизни является их разносторонний подход к этому явлению, позволяющий рассматривать это сложное, уникально многообразное явление в разных аспектах. Однако примечательно, что оба подхода делают вывод о единстве жизни на Земле.

Информация:

Бергсон А. "Творческая эволюция", М.,1909

Зиммель Г. "Философия культуры", М., 1996

www.dic.academic.ru

www.iph.ras.ru


Нет комментариев


Оставить комментарий