Философия антропологии

By vera |

Всякая философия, поднимающая вопрос о смысле, цели и ценности жизни, является философией жизни. Она старается понять жизнь как явление, объявляет приоритет чувства, инстинкта перед интеллектом. Впервые термин появился в анонимном трактате "О моральной красоте и философии жизни"(автор Г. Ширах). Позднее выходят "Работы по философии жизни" немецкого мыслителя Карла Филиппа Морица (1756 - 1793 г.г.) в 1772 году. В 1790 году появился " Журнал по философии жизни", в дальнейшем в беллетристике термин используется для характеристики систем высказываний авторов, не являющихся философами- профессионалами. Философия жизни защищает иррациональность и мистику от рационального, созерцание от понятия, творческое от механического.

Философский интерес к проблеме жизни обусловлен несколькими факторами. Это необходимость объяснения природы человека, что подразумевает использование естественно- научных представлений о жизни. В ходе научного познания жизни используются методологические принципы. Необходимо понимание закономерностей структурно- функциональной организации живого, что приближает к ответу на философский вопрос о смысле жизни.

Рассмотрим отличительные особенности философии жизни. На первом плане оказываются понятие и принцип жизни. Традиционную философию представители философии жизни обвиняют в создании некого культа разума и науки. Однако само понятие жизни так и остается неопределенным и смутным, ясности все так же нет. Философия жизни стремится к смене подхода к познанию жизни с научного и рационального на иррациональный. Гуманитарные дисциплины образуют проблемный центр исследований данного течения философии. Кроме того, философия жизни внесла заметный вклад в исследование сознания и бессознательного, интуиции, памяти. Философия жизни вызвала интерес к изучению внерационального, бессознательного, что связывает ее с фрейдизмом. Значительное место в философии жизни занимают попытки предложить собственные схемы развития культуры, соотнести и противопоставить ее цивилизации.

Философия жизни возникла как реакция на неокантианство и позитивизм. Неокантианство полагает, что мир делится на природу (объект исследования естественных наук) и культуру (объект работы гуманитарных наук). Течение разделяет естественные и гуманитарные науки, если первые сосредоточены на поиске законов, то вторые заняты описанием эталонных состояний. Позитивизм во главу познания ставит эмпиризм, отрицая познавательную ценность философских исследований. Он объединяет эмпирический и логический подходы в единый научный метод для получения объективных знаний. Новое философское направление пыталось вместо абстрактных понятий вроде "материя", "бытие" найти первооснову, некий фундамент всего.

Философия жизни качественно новое мировоззрение, опирающееся на познание мира путем философствования, вытекающего из полноты переживаний жизни, центром которого становится человек. Основы этой философии были заложены Артуром Шопенгауэром. Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 - 1860г.г.) был идейным источником современной философии антропологи. Свою философию он понимает как попытку увидеть мир как "макроантропос", нечто живое и осмысленное. Мир является миром человека, отсюда и его свойства - пространство, время, причинность - есть лишь формы нашего представления. Но мир объективен, он реально существует. Он независим от нас, самостоятелен и неподатлив. Шопенгауэр хочет решить данное противоречие поиском первоосновы, которая будет являться платформой, объединяющей мир и человека. И этой платформой, по его представлению, является воля. Философ пишет, что она проявляется в любой силе природы и, одновременно, в обдуманной деятельности человека. Вся палитра мира определяется волей. Воля человека имеет высшую степень проявления, силы природы - тяжесть, плотность, упругость, электромагнетизм - низшая степень воли. По Шопенгауэру основным свойством воли является борьба, которая связывает все уровни живого и неживого, обеспечивает переход между ступенями. Эта воля бессознательна, она не имеет разумной цели. Это злое, саморазрушительное стремление, абсолют агрессивности. Порождаемый ею мир явлений безысходен и не имеет развития. Пессимизм является отличительной чертой философии Шопенгауэра, его мир изначально безысходен и страдания в нем значительно более многочисленны, чем светлые моменты.Эта теория противоречит традиционной системе мироздания, которая утверждает, что деятельность мирового начала направлена на благо человека.

Первая ступень освобождения от злой воли, по мысли Шопенгауэра, - созерцание прекрасного. Благодаря этому происходит отказ человека от бесконечных желаний, слепого подчинения воле. Эстетическое стремление человека к миру осуществляется в возвышенном. Возвышенное - это неподвластные человеку природные стихи. И в то же время это особое состояние духа и чувства. При встрече с ним человек понимает всю несостоятельность и примитивность антропоцентризма и осознает свою предназначенность свободе, свободе от объективных обстоятельств. В возвышенном просыпается некая мистическая интуиция. Она возможна лишь для художника с развитым воображением.

Гений, оторванный от материальности мира, созерцающий и пребывающий в возвышенном, свободен от воли. А толпа, "духовная чернь" каждой эпохи, занята повседневной жизнью, а потому слепа и подчинена воле. Она враждебна гению и искусству. Выражается это в ее неприятии подлинно великого и прекрасного.

Второй путь освобождения человека от воли - это нравственный опыт. Он связан, в отличие от искусства, с опытом повседневной жизни. Моральный смысл бытия человека раскрывается через сострадание. Оно заставляет заботиться о чужом благе. Противоречие между эгоистическими стремлениями человека и невозможностью получить все желаемое приводит к злобе. Но бескорыстное наслаждение чужим страданием не удовлетворяет, а вызывает надлом, отчаяние. Далее следует раскаяние, муки совести и искупление. Возникает возможность феномена сострадания. Оно означает превращение чужого страдания в собственное. (Вспомним Ф. М. Достоевского и писателей его эпохи). Оно значимо, вне желания самого человека. Сострадание открывает дорогу к свободе от воли. Но для этого человек должен поддерживать то отношение к миру, которое открылось ему в момент душевного прозрения в сострадании.

Основной труд Шопенгауэра "Мир, как воля и представление"(1818 г.). Дальнейшие публикации"О свободе человеческой воли"(1839 г.), "Об обосновании морали"(1840 г.) и "Две основные проблемы этики"(1841 г.) являются дополнением основной идеи.

В рамках философии антропологии предназначение и смысл жизни человека состоит в освобождении от диктата воли. И это возможно путем изживания иллюзий о внутренней автономии человека и осознании надиндивидуальной значимости жизни. С другой стороны, освобождение приходит через сострадание и искупление.

Дальнейшее развитие философия жизни получает в развитии ее биологического и историцисткого вариантов.

Информация:

Шопенгауэр А. "Мир, как воля и представление", М., 1900

www.dic.academic.ru

www.iph.ras.ru

www.rushist.com


Нет комментариев


Оставить комментарий