Слово

Слово - одна из структурных единиц языка, которая служит для наименования предметов, их качеств и характеристики их взаимодействий, а так же обозначения мнимых и отвлеченных понятий, создаваемых человеческим воображением

Исследования

Все исследования

Новости

29.11.16 // Россия
Пятая часть русских слов устарела за полтора века »

23.06.16 // Россия
Археологи нашли грамоту с новым словом »

18.11.15 // Великобритания
Словом года в английском языке стал смайлик »

Все новости

Происхождение слова до сих пор остается загадкой, несмотря на множество гипотез его возникновения

В зависимости от того, какая из функций языка и речи представляется в данном случае основной, слово можно рассматривать по-разному. Если данное понятие исследуется как функция общения, то слово рассматривается как наименьший элемент потока речи. Если имеется в виду функция обобщения, то слово предстает как форма закрепления значений. Тогда оно играет роль знака. Звуковая сторона слова способна действовать на различных уровнях. Таким образом, с одной стороны звучащее слово - это элемент речевого потока, с другой стороны - это единица фонологического контроля.

Знаний о слове и рождении языка чрезвычайно мало, несмотря на множество теорий и попыток объяснить происхождение слов. Ясно лишь, что слово имеет не только аффективные корни. Они не ведут к возникновению слова в качестве системы кодов языка. Источники возникновения слова и языка другие.

Слово было изначально

Одни считают язык проявлением духовной жизни. Библия считает язык символической формой существования - "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Название всему дал Господь и только названия животным дал человек.

Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э) считал, что слова являются знаками волнения души, впечатлениями от вещей. Согласно некоторым представлениям, названия устанавливал государь или правитель. В частности, в Китае, каждый правитель начинал правление с исправления имен. Французские мыслители считали, что язык возник в результате соглашения - люди совместно договорились о значении слов.

Еще одна гипотеза утверждает, что связь звуков со смысловым содержанием слов могла установиться у отдельных индивидов случайно, а затем при повторении фиксировалась и передавалась другим членам сообщества. Автор гипотезы - американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк (1874 - 1949 г.г.). И действительно, в разных языках нет соответствия между смыслом и звуковыми фонемами.

Подражание шумам

По мнению русского антрополога Бунака Виктора Валерьяновича (1891 - 1979 г.г.) речь возникла на основе жизненных шумов, сопровождающих обыденное поведение - хрюканье, мяуканье, аканье и прочее. Разного рода звуки встречались при сборе пищи, устройстве на ночлег, встрече друг с другом и с животными. Эти звуковые образы становились основой, меткой в общении и предвосхищали появление речи. К этой же категории можно отнести и теорию звукоподражания. Немецкий философ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 - 1716 г.г.) считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинкту подражания тем звукам, которые слышали древние гоминиды. Например, кукушка - ку-ку. Согласно гипотезе Людвига Нуаре (1827 - 1897 г.г.), немецкого писателя и философа, древний человек подражал в первую очередь звукам, сопровождающим трудовые действия. Еще в работах Дарвина есть указание на возможность подобного происхождения речи.

Слова могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речевого аппарата. Полагают, что обезьяны могут произносить отдельные звуки, но не слова, так как у них другое расположение гортани и недостаточно развит речевой аппарат.

Общение жестами

Гипотеза ручных жестов утверждает, что движение голосовых органов вначале возникло как составляющая часть пантомимического комплекса - движения тела, рук, лица. Она предложена Вильгельмом Максимилианом Вундтом (1832 - 1920 г.г.). Особое значение имело движение рук. Люди использовали изобразительные или указательные жесты. Показать откуда угрожает опасность или где притаилась потенциальная добыча, изобразить сцену предстоящей общей охоты, чтобы определиться с действиями каждого участника - все это было необходимым общением. Живя вместе, приходится координировать некоторые действия, соотносить их с деятельностью других членов группы.

Но пантомима была слишком непрактичной в повседневной жизни. Общение с помощью рук не экономично, оно содержит небольшое число знаков. Звук стал дополнением пантомимы. Звуковая речь отличается большей обобщенностью звуковых единиц, большей возможностью комбинаций для обозначения различных ситуаций, легкостью воспроизведения, экономичностью. Кроме того, она освобождала руки для действия - неудобно работать и одновременно общаться жестами. Поэтому звуковая коммуникация была удобнее и прогрессивнее.

С усложнением социальной жизни человека, возникла необходимость координации в действиях, слаженность в работе отдельных групп внутри коллектива. Информация должна была быть гибкой и эффективной. Таким требованиям удовлетворяла членораздельная речь. Но вначале жесты несли основную смысловую нагрузку, звуки лишь дополняли их. Речь некоторых народов, стоящих на низком уровне культурного развития, нельзя понять без знания ситуации, в которой она произносится. К речи должны присоединиться жест и интонация. В дальнейшем каналы связи меняются местами в смысле значимости - визуальный и акустический сигнал менялись нагрузкой. Основная смысловая нагрузка переходит к акустическому сигналу. Теперь основную нагрузку несет речевая коммуникация, ее дополняет невербальная система - жесты, мимика, позы.

Ранние стадии развития речи наблюдаются в речевых формах некоторых народов, например у бушменов, пигмеев. В примитивных языках звуковые выражения включаются в комплекс невербального общения. Количество слов невелико, звуки недостаточно дифференцированы. Преобладают щелкающие, свистящие и шипящие звуки. Характерный прием - повторение слов. Так, на языке пигмеев "нгум-нгум" означает грохотать. У бушменов множественное число обозначается повторением слова - один человек - "ту", несколько - "ту-ту", большая толпа - "ту-ту-ту". Одно и то же слово имеет несколько понятий. Так у бушменов "г'онс" - означает солнце и жажда. Предложения строятся, как последовательность картинок, своего рода комикс.

Если на ранних этапах слово и объект неразрывно связаны, а речь конкретна, то в дальнейшем слово постепенно освобождается от предмета и начинает самостоятельное существование. Вместе с этим человек начинает обобщать и мыслить абстрактно - не конкретное дерево, а дерево вообще, лес, не эта вода в ручье, а вообще вода - в кувшине, реке, море. У человека возникает качественно иной способ общения, который потребовал развития речевого аппарата и речевой области мозга. Речь взаимосвязана с мышлением - чем больше слов было у человека, тем больше связей между ними он мог образовать, тем точнее и сложнее становилось общение с соплеменниками, развивалось мышление, которому в свою очередь был нужен больший словарный запас.