Театр

Театр - зрелищный вид искусства, состоящий из причудливо сплетенных разных видов оного - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и прочего. Он является отражением действительности, конфликтов, характеров, осуществляет их толкование и предлагает оценку, утверждает идею, которая преподносится актерами. Театром называют и само место, где происходит представление

Исследования

Все исследования

Новости

Все новости

Историки искусства считают, что началом процесса, подарившего нам в конечном итоге театр, стала необходимость маскировки. И связывают ее с первобытными охотниками каменного века. А поскольку охотились мужчины, то изначально искусство перевоплощения и лицедейство было вотчиной мужчин, в которой женщинам места не было. Это не была игрой и удовольствием, речь шла об элементарном выживании. Удачная охота давала еду и дарила жизнь, неудача оборачивалась голодом и отбирала жизнь. А значит, во что бы то ни стало охота должна быть удачной! И первые люди замечали, наблюдали, придумывали... К потенциальной добыче нужно подойти как можно ближе, на расстояние применения орудий - копья, топора, бумеранга, стрелы. Это было возможным, если удачно замаскироваться под объект охоты - скрыть свое тело под шкурой, перьями (первый театральный костюм?), копируя движения и повадки животного. Чем точнее получалось, тем более вероятной была удачная охота и богатая добыча.

Перевоплощение для охоты

Лицедейство на заре развития человеческой популяции было вызвано жизненной необходимостью. Так племена бушменов, находящиеся на низком уровне развития культуры, для охоты на страусов изготовляют особый наряд из травы и покрывают его перьями. Темные ноги охотник красит белой краской. В руку берет длинную палку, на которую надета шея с головой птицы. Он так искусно изображает страуса - встряхивает перьями, осматривается, поводя головой, шагает, копируя движения птицы, что стая подпускает его вплотную. Выпустив стрелу и поразив одну из птиц, охотник бежит вместе с ними, дожидаясь, пока страусы почувствуют себя в безопасности и повторяет маневр сначала.

Первоначально в маскировке использовали настоящую голову животного или птицы. Однако, носить ее в подходящем состоянии за собой неудобно, сохранять длительное время тяжело. И со временем появляется маска. Наряду с костюмом, это еще один атрибут будущего театра. Мастерство перевоплощения, вызванное и развитое охотой, легло в основу охотничьих плясок. У всех племен они сопровождают охоту, исполняясь иногда перед ней, иногда после нее. Такие пляски стали первым воспроизведением действительных событий в образах и действиях. В них часть мужчин племени изображали животных, а часть - охотников. Весь процесс охотники обыгрывали до мелочей - вот "звери" кормятся, вот движутся, вот насторожились - появляются охотники. "Летят" стрелы и копья (кстати, настоящие), "зверь" повержен, его "свежуют", унося "добытые" шкуры... Охота в плясках всегда успешна - появляется некое подобие позитивного сценария. Пока еще человек представляет животных, не создавая образ другого человека и не перевоплощаясь в него.

Охотничья пляска носит характер некого обряда и сопровождается определенным звуковым оформлением - ритмичным звучанием трещеток и барабанов, хлопками в ладоши, пением присутствующих. Пока здесь нет четкого разделения на зрителей и исполнителей. Смотрит все племя, включая женщин и детей. А любой мужчина может влиться в действие, выбрав любую роль или, устав, присоединиться к наблюдающим. Это было первым проявлением театрального искусства в первобытном племени - есть перевоплощение и есть выступление перед зрителями. Однако, это пока не театр. Задача действия - не эстетическое наслаждение, а рассказ о прошедшей охоте и воодушевление на будущую. Это напоминание, своего рода репетиция порядка действий, способов и приемов, возбуждение и объединение охотников, побуждение их азарта. Пляска происходит не для зрителей-женщин или детей и их реакция неважна для исполнителей. Театрализованное действие исполняют мужчины и для мужчин. Это возможность устроить смотр и оценку силы, ловкости и смелости товарищей, которым завтра ты доверишь собственную жизнь в охоте на сильного и грозного зверя.

Ролевые пляски

С появлением первых мистических верований, появляются и новые ролевые пляски - тотемные. Сообщество людей выбирает себе покровителя из мира животных, птиц, неодушевленных предметов и почитают их, как своих предков. Это помогает социальной организации племен. Тотемные пляски исполняются в честь тотема, в которого перевоплощается исполнитель. Речь уже не идет об охоте. Танец показывает повадки и приключения животного-тотема. Исполнитель искренне верит, что во время танца он действительно становится волком, медведем, ястребом и так далее. Его выступление содержит больше эмоций, воздействие на зрителей усиливается, нарастает эмоциональность и в восприятии действия.

С появлением тотемических плясок отпадает составляющая рабочего процесса (охоты) в выступлении. Действие начинает приобретать элементы зарождающегося искусства. У него появляется зритель, способный воспринимать и получать эстетическое наслаждение от зрелища. Начинает проступать простейший художественный образ - тотемическое животное, образ которого носит обобщающий характер, типичный для всех его представителей. Трансформацию испытывает и сценический костюм. Натуральные шкуры и черепа животных в охотничьих плясках постепенно сменяют все более хитроумные условные маски.

Зрители больше не принимают участие в пляске, а только наблюдают. Так в племени ирокезов (Северная Америка) существовали тотемные рода - волка, медведя, черепахи, бобра, оленя, бекаса, ястреба и еще целого ряда животных и птиц. В пределах племени каждая группа создавала свою тотемическую пляску, выступая перед остальными зрителями. Зрители оценивали выступление с эстетических позиций, выделяя особо отличившихся исполнителей. Это была важная ступень в развитии театрального искусства: маскировка, охотничьи пляски, тотемические пляски.

С развитием человеческого общества и переходом к оседлому образу жизни, земледелию и скотоводству, от тотемизма начинается постепенный переход к культу плодородия и культу предков. Старики больше не обуза для племени, как в обществе охотников-собирателей. Они являются носителями жизненного опыта и умений. К ним обращаются в сложных обстоятельствах, они становятся почетными и уважаемыми членами общины. После ухода старейшины из жизни, его образ воспроизводится с помощью костюма - его одежды, маски и грима. Как и в случае тотемных плясок, его движения и манера говорить воспроизводятся исполнителями (более или менее), возникает перевоплощение теперь уже в человека.

Когда черты предка стираются из памяти потомков, в дело идут мифы с элементами мистицизма. Человек изучает образ своего сородича и поэтому образы животных становятся все более антропоморфными. Теперь и в охотничьих плясках присутствует образ человека - духа предков, который помогает и защищает участников охоты.

С распадом родового общества в элементарных театральных представлениях появляются конфликтные сюжетные линии. В них участвуют добрые духи, помогающие людям, и злобные, вредящие им. Все чаще теперь выступают только наиболее удачливые исполнители, преуспевшие в мастерстве перевоплощения. Во главе них становится своего рода солист и опытный режиссер - шаман. Группа этих людей достаточно закрыта, их умения требуют особой подготовки и одаренности, шаманские функции часто передаются по наследству.

Эти же принципы театрализованного действия сохраняются и с приходом культа политеизма. Дальнейшее развитие театрализованного действия и рождение собственно театра происходит в Древней Греции. Теперь перед зрителями предстают сцены из жизни богов. В начале это обрядовые игры, которые проводятся несколько раз в году - в честь Деметры, Коры, Диониса. В Древней Греции божеством производительной силы Природы был Дионис. С возникновением виноградарства и виноделия он становится их покровителем, заодно курирует поэзию и театр.

С культом Диониса связаны три жанра древней драмы - трагедия, комедия и сатирическая комедия. Согласно мифологии древних греков, Диониса повсюду сопровождает не совсем трезвая компания, состоящая из толпы людей и сатиров - мифических существ с торсом мужчины и ногами козла. Эта свита и дала названия трем видам жанра драмы. Трагедия - "трагос" - козел и "одэ" - песнь. То есть, песни козлов, сатиров, которые сопровождая Диониса, славили его подвиги. Комедия - "комос" - шествие нетрезвой толпы, которая подшучивала и осмеивала всех встречных, то есть, комедия - песнь пьяной толпы.Трагедия объединяла серьезные элементы культа Диониса, комедия - представляла его карнавальную, гротескную часть. Сатира занимала промежуточное положение между ними, имела веселый характер и счастливый конец. Ее обычно ставили в конце праздника в честь Диониса.

Теперь в представлении появляется несколько действующих лиц, которые ведут диалог с хором. Вначале он был импровизацией, затем появляется сценарий, а значит - драматурги. Историки называют первым трагическим автором Феспида (VI век до н.э.). Его первая постановка состоялась в 534 году до нашей эры на празднике Великих Дионисий. До нас дошли произведения популярных античных авторов - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Аристотеля. Именно Феспид из хора выделяет особого исполнителя, который называется "гипокрит" - "ответчик", то есть отвечающий хору. Хор по-прежнему остается главным действующим лицом трагедии. Вначале в нем было 12, а затем 15 человек. В хоре комедии участвовало 24 человека. Участники хора назывались "хоревты", а руководитель хора - "корифей". В трагедии хор представлял окружение главного героя, в комедии - все, что требовал сюжет: людей, животных, мифических существ. Ранние греческие трагедии были лирическими кантатами и состояли из песен хора и гипокрита. И это было уже взаимодействие.

Еще один из древнегреческих драматургов - Эсхил - позднее вводит второго актера - девтерагониста, а драматург Софокл - третьего, тритагониста. Поэт Феспид сам участвовал в театральном действии в качестве актера. Обычно, действие ограничивалось тремя актерами, но они играли несколько ролей, в том числе женские, так как театр по-прежнему остается прерогативой мужчин. Пьесы строились так, что действие происходило где-то за пределами площадки, а зрителям о нем рассказывали свидетели, слуги, соседи и так далее. Это давало возможность обходиться тремя актерами. В комедиях мифологические сюжеты активно вытесняются случаями из жизни общества.

Архитектура театра Древней Греции

В Древней Греции возникает и особая архитектура театра. Сначала представление шло на круглой утоптанной площадке, здесь выступал хор с песнями и плясками. Площадка называлась "орхестра" (от "орхеомай" - танцую). Вокруг нее собирались зрители. Однако, с увеличением интереса к действию и его усложнением появляется необходимость изменений. Теперь орхестра устраивается внизу холма (что не редкость в Греции), а зрители рассаживаются по склону. Это похволяет разместить большое количество желающих посмотреть представление. Так афинский театр Диониса вмещал до 17 тысяч зрителей.

К V веку до нашей эры формируются некоторые каноны театрального сооружения, которые остаются неизменными в течение всей античности. Театр делится на 3 части - орхестру, театрон (места для зрителей, ("теаомай" - смотрю) и скену ("скенэ" - палатка). Со временем скена становится деревянной, а затем каменной. Она возводится по касательной к круглой орхестре. Ее фасад выполняется в виде колонн и называется проскением. Он изображает дворец или храм. С боков к нему примыкают два строения - параскении. Здесь складывают декорации и прочее, что может понадобиться для выступления. Между театроном и скеной находились проходы-пароды, через которые зрители попадали в театр до начала действия, а затем на орхестру заходил хор и актеры. Декорации были весьма условны. Значение имел диалог и действия персонажа, а не внешнее оформление. Актеры играли в больших масках, чтобы их могли рассмотреть зрители с верхних рядов. Эмоции выражали движениями и жестами. Аккустика была отличной, впрочем, иногда среди театрона размещали особые резонирующие сосуды для усиления звука.

Дионисии были нерабочими днями. Все устремлялись смотреть представление, даже рабы. Зрелище было платным, но цена чисто символической. Малоимущим полагалась дотация - специальные суммы на посещение театра. Представление длилось целыми днями. Менялись жанры и произведения авторов. Зрители были активны - они кричали и аплодировали, если работа артистов им нравилась, свистели, топали, а иногда и бросали камни, если игра им не нравилась и могли прогнать актера-неудачника.

Древнегреческий театр стал основой и предметом подражания для многих народов. Так в Риме театр появился в III - II веке до нашей эры. А в Европе еще позже. В Англии только в I тысячелетии появляется Школа бардов при ордене друидов. Они разыгрывают мистерии, посвященные жизни богов. Позднее бардами стали называть народных певцов и поэтов древних кельтских племен. Они странствовали по стране, распевая баллады под аккомпанемент ирландской арфы. В Англии XV века все еще не было специальных закрытых строений для театра.

Современный театр представлен разными жанрами - оперой, балетом, драмой, есть даже театр кукол. Для их представления кроме непосредственно артистов требуется работа целого ряда технического персонала - костюмеров, гримеров, осветителей, музыкантов, рабочих сцены, не считая творческой группы - режиссеров, композиторов, драматургов, балетмейстеров, хореографов и так далее. Театр далеко шагнул от плясок у костра и древнегреческих орхестр. Теперь это целая зрелищно-развлекательная индустрия. Однако начало всему положили танцы мужчин-охотников, облаченных в шкуры и перья, в свете костра, отбрасывающего колеблющиеся тени на стены пещеры и с опаской, интересом и надеждой наблюдающих за ними женщин и детей, желающих мужчинам племени удачной охоты и обильной добычи...

Смотрите так же: