07 апр

В метеорите из Антарктиды нашли пыль необычной сверхновой

Австралия

Группа исследователей из университета Кёртина, университета Западной Австралии, университета Глазго и Сиднейского университета во главе с доктором Николь Невилл из Университета Кёртин (Curtin University) сообщает об интересном открытии. По результатам проведенного анализа им удалось идентифицировать редкие частицы пыли в древнем метеорите. И эти частицы принадлежали сверхновой звезде, существовавшей тогда, когда нашего Солнца не было и в помине. Результаты работы опубликованы в статье журнала The Astrophysical Journal.

Метеориты, время от времени падающие на поверхность Земли, иногда содержат пылевые зерна, принадлежавшие звезде-предшественнице Солнца. Их обнаруживают по соотношению изотопного состава. В своем исследовании доктор Невилл применила атомно-зондовую томографию, которая позволяет проводить анализ химического состава частиц на атомном уровне, что дало больше информации. Предметом пристального внимания ученых стал углеродистый хондрит ALH 77307, весом всего в 180 граммов, который нашли в рамках проекта ANTarctic Search for METeorites (ANSMET) в горах Алан Хиллз в Антарктиде. Его считают одним из самых чистых первичных метеоритов из всех когда-либо обнаруженных. По словам доктора Невилл, вкрапленные частички космического пришельца позволяют заглянуть в далекое прошлое звезд.

У частиц выявлено нетипичное для вещества Солнечной системы соотношение изотопов магния. Изученные до этого подобные зерна имели максимальное изотопное соотношение магния примерно 1200. Эти же показывали соотношение 3025, что явилось абсолютным максимумом за всю историю исследований. Полученный результат позволяет утверждать, что образовались эти частицы в сжигавшей водород сверхновой - сверхновые такого типа открыли недавно.

Как отметил коллега доктора Невилл, доктор Дэвид Сакси из Центра Джона де Лаэтера (научно-математический образовательный центр при Университете Кёртина), применение атомного зонда стало инновационным подходом, который позволил получить высочайшую детализацию. Проведенную работу он назвал новаторской, которая расширяет понимание учеными процессов формирования и эволюции звезд во Вселенной.

Вера Максимова, 07.04.2024 16:25