25 фев

Волна Рэдклиффа оказалась и правда волной

США, Германия

Исследователи из Гарвардского института Рэдклиффа работали над созданием трехмерной карты молекулярных облаков и расположения звездных яслей, располагающихся вдоль рукава Ориона галактической спирали, где находится Солнечная система. В результате длительного наблюдения и моделирования они неожиданно обнаружили необычную волнообразную структуру, протянувшуюся примерно на 9 тысяч световых лет, содержащую множество облаков звездообразования - звездных яслей. Ее назвали Волной Рэдклиффа, в честь своего института и определили, что она находится в 500 световых годах от ближайшего края Солнечной системы и в 5 тысячах от ее удаленного конца.

В новом исследовании Кэтрин Цукер из Гарвардского и Смитоновского центра астрофизики (CFA) и ее коллеги показали, что структура не только похожа на волну, но действительно является волной: ее движение волнообразно, а входящие в нее звездные ясли совершают периодические колебательные движения как точки обычной механической волны. Словом, все по классике: похожа на утку, плавает как утка и крякает как утка - значит утка.

Как пояснил ведущий автор исследования Ральф Конецка, сотрудник CFA, Мюнхенского университета Людвига Максимилиана и Института Макса Планка, расчеты показали, что Волна Рэдклиффа колеблется под влияние гравитации нашей галактики. С помощью космической обсерватории Gaia специалисты проанализировали движение звезд и молекулярного газа Волны Рэдклиффа. Оказалось, что звезды движутся вверх и вниз, перемещаясь по волнообразной траектории. Статья исследователей опубликована в журнале Nature.

Теперь специалисты заняты проверкой гипотез происхождения этого образования. Среди них - взрыв сверхновой и столкновение с карликовой галактикой. Принимая во внимание, что Волна является важным компонентом в рукаве Ориона, может оказаться, что сами рукава спиральных галактик колеблются. Как считает Алисса А. Гудман из CFA, соавтор исследования, открытие этой динамичной структуры обретает значение не только для Млечного Пути, но и для галактик в других местах Вселенной.

Вера Максимова, 25.02.2024 16:48