09 фев

Окаменелость клыкастой рыбы нашли в реке

Австралия

В одном из дальних районов Австралии найдена окаменелость необычного существа. Как оказалось, это была лопастеперая рыба с крупными клыками и бронированной костяной чешуей. Неизвестному ранее виду дали название Harajicadectes zhumini, которое сложилось из места находки окаменелости (песчаник Хараджика) и слова "кусающий" на древнегреческом. В названии вида есть отсылка к профессору Мин Чжу из Китайской академии наук, который известен своим вкладом в изучение ранних позвоночных. Как установили палеонтологи из Университета Флиндерса, рыба жила в середине девонского периода (около 380 миллионов лет назад). Окаменелость ископаемой хищной рыбы обнаружили в одной из старейших рек мира - в реке Финка (или Ларапинта) Северной территории Австралии. В девонском периоде здесь обитало множество удивительных существ, окаменелости которых находят в отложениях в наши дни.

Как удалось установить специалистам, зубастая рыба имела очень странную дыхательную систему, сочетающую два аппарата: она могла, как все рыбы, дышать жабрами, но могла дышать и атмосферным воздухом. На ее черепе исследователи обнаружили большие дыхательные отверстия в верхней части. Подобные приспособления есть у современных африканских рыб бишир, при помощи которых они втягивают воздух, поднимаясь к поверхности водоема.

В среднем и позднем девоне так делали многие рыбы. По мнению специалистов, это могло быть связано с уменьшением содержания кислорода в атмосфере, что заставило рыб искать альтернативные способы дыхания. Подобные большие дыхальца появились у рыб Gogonasus из Западной Австралии и тиктааликов, которые оказались ближайшими родственниками четвероногих. Ученые называют это примером типичной конвергентной эволюции, когда отдаленно родственные виды обзаводятся схожими чертами, обитая в похожих условиях.

Специалисты пока не могут с уверенностью расположить новый вид на эволюционном древе рыб, предстоит еще более подробное изучение находки. Статья с результатами работы опубликована в издании Journal of Vertebrate Paleontology.

Вера Максимова, 09.02.2024 16:23