04 июл

В ранней Вселенной время текло медленнее

Австралия

Исследователи из Сиднейского университета в своей работе, опубликованной в издании Nature Astronomy, пришли к выводу, что в ранней Вселенной время текло в пять раз медленнее. При этом они уточняют, что будь в то время люди, они бы не заметили такого замедления. Такие заявления были сделаны на основе наблюдений за излучением почти двух сотен квазаров. Это самые яркие источники радиоизлучения в космосе. Согласно теории Эйнштейна, время и пространство взаимосвязаны. Вселенная расширяется, а значит течение времени неминуемо должно ускоряться.

По словам профессора Сиднейского университета Герейнт Льюис, у ученых появились данные, что в первый миллиард лет существования мира время действительно текло значительно медленнее, чем сегодня. Исследователи двадцать лет наблюдали за свечением 190 квазаров, сверхактивных и сверхмассивных черных дыр в центрах галактик. Свет, который дошел до нас, был испущен квазарами от 3 до 12 млрд лет назад. Наблюдения за ними проводят в рамках проектов Dark Energy Survey и Sloan Digital Sky Survey.

Специалисты измерили частоту искажений потока излучения квазаров, находящихся на сопоставимых расстояниях, и сравнили полученные данные для разных групп. Что позволило оценить изменения в ходе времени. В частности, было обнаружено, что три миллиарда лет назад время шло медленнее, чем сегодня, примерно в 1,2 раза, а 12 миллиардов лет назад - в пять раз. Для ученых стало приятным открытием, что квазары можно считать надежным инструментом измерения скорости течения времени.

Еще в конце прошлого столетия специалисты, наблюдая за вспышками сверхновых, заметили, что Вселенная расширяется и делает это с ускорением. Сейчас считают, что причиной ускоренного расширения является так называемая темная энергия. Но при этом процесс не является равномерным: вначале после Большого Взрыва границы Вселенной расширялись со сверхсветовой скоростью, но потом темпы ее роста сильно замедлились и оставались странно низкими в первые 10 миллиардов лет. Позднее скорость начала расти, что может быть связано с тем, что темная энергия усилила свое влияние на структуру пространства.

Вера Максимова, 04.07.2023 14:16