10 апр

Луна могла возникнуть и без Тейи

Россия

Согласно общепринятой на данный момент теории, спутник появился у Земли в результате катастрофического столкновения с гипотетической протопланетой Тейя, размерами с Марс. В результате импакта на орбиту выплеснулось некоторое количество вещества земных недр из которого и образовалась Луна. Однако еще в семидесятых годах прошлого века советский геохимик, академик Российской академии наук Эрик Галимов вместе с коллегами, изучая состав лунного грунта, привезенного нашими станциями Луна-20 и Луна-24,отметил, что химический состав его не укладывается в гипотезу мегаудара. Ученый ушел из жизни в 2020 году, но его коллеги продолжили искать новые данные, указывающие на происхождении Луны.

Новое исследование принесло очередные факты, на основании которых была создана компьютерная модель. Она со всей очевидностью показала, что Земля и Луна могли сформироваться одновременно из вещества, которое было сконцентрировано в одной области пространства - одного протопланетного облака и эволюционировали параллельно. Статья исследователей опубликована в сборнике Advances in Geochemistry, Analytical Chemistry, and Planetary Sciences издательства Springer Nature.

Авторы работы полагают, что в начальный период своего формирования Земля и Луна являлись двумя сгустками протопланетного облака, в которых содержание химических элементов разнообразием не блистало. Однако со временем более крупный объект (будущая Земля) стал увеличиваться в размерах и забирать все больше вещества из соседнего клочка газопылевого облака. Это затормозило, а потом и остановило образование меньшего объекта (Луны), лишив его строительных элементов.

Специалисты отмечают, что заняты построением более подробной модели происходивших процессов, которые шли в протопланетном диске. Она должна будет учитывать оценку происходивших изменений температуры и давления в пространстве со временем. Похожие процессы могут происходить и при формировании экзопланет по сходным моделям. Новая теория может уточнить и направить геологические изыскания на Луне.

Вера Максимова, 10.04.2023 16:48