23 сен

Открыта водоросль - суперэкстремофил

Испания, Индия

Новый вид водоросли, обитающей в сильно концентрированном растворе солей, который получил название Dunaliella salina EP-1, обнаружили исследователи Фелипе Гомез (Felipe Gomez) из Астробиологического центра Испании в Мадриде и Ребекка Томбре (Rebbeca Thombre) из Колледжа науки, искусств и бизнеса в Пуне. Их профессиональный интерес вызвала розовая окраска воды одной из частей соленого озера Тирес - Лагуны де Пеньяуэка. Озеро состоит из отдельных, слабо соединяющихся частей, концентрация солености в которых сильно варьируется. Воды озера имеют красновато-желтый цвет. Обычно подобную окраску водам придают живущие в них микроорганизмы, но в данном случае в Лагуне содержится такое экстремальное количество поваренной соли и серы, что даже этим экстравагантным существам пришлось бы туго.

Получив ДНК из проб воды, специалисты убедились, что ее окрашивает обитающая здесь одноклеточная водоросль не известного ранее вида. Своей способностью спокойно жить в концентрированном рассоле она даст фору всем известным до сих пор экстремофилам. Микробы вообще не жалуют соленую воду, ведь жидкость из их клетки способна проникать через мембрану во внешнюю соленую среду. Однако, Dunaliella salina EP-1 нашла оригинальное решение этой проблемы. Ее клетка производит глицерол и некоторые другие вещества, препятствующие ее обезвоживанию. Кроме того, в воде обнаружен и микроб Halomonas gomseomensis, тоже способный переносить повышенную концентрацию соли.

Исследователи намерены разобраться основательно в физиологии водоросли, ее месте в экосистеме и возможностях ее использования. Астробиологи тут же ухватились за идею заселить ею возможные соленые водоемы на других планетах, в первую очередь на Марсе, с целью их терраформирования. Впрочем, кузины этой водоросли рода Dunaliella уже применяются для производства глицерина, биологически активных веществ, а так же биотоплива и антиоксидантов. По-видимому, новую водоросль можно будет использовать в этих же целях. С результатами работы научное сообщество ознакомят на Европейском планетологическом конгрессе, проходящем в Берлине.

Вера Максимова, 23.09.2018 16:47