17 сен

Кратеры на Ямале оказались криовулканами

Россия

Российские исследователи из Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова изучили на месте арктические воронки газового выброса на Ямале и разобрались в механизме их возникновения. Специалисты пришли к выводу, что образования являются следствием неизвестного ранее в земных условиях геологического явления, которое назвали криовулканизмом. До сих пор подобные процессы были известны только на ледяных космических телах, но, как оказалось, и на Земле они вполне себе могут быть.

Впервые воронку газового выброса на поверхности земли обнаружили в 2014 году с вертолета. Она находилась рядом с месторождением газа, что встревожило газовые компании и они обратились за разъяснением к специалистам. Тем более, что воронки в арктической зоне стали образовываться с пугающей регулярностью. Однако, ученые сами впервые столкнулись в подобным явлением и необходимо было срочно разобраться в происходящем. Создали межведомственную комиссию из специалистов разных областей, которая отправилась в экспедицию непосредственно на место событий. И открылось удивительное - кратеры появляются в результате ранее неизвестного на Земле геологического явления, которое на ледяных космических телах называли криовулканизмом.

Как подчеркнул профессор кафедры геохимии геологического факультета МГУ, профессор Российской академии наук Андрей Бычков, это событие показывает как мало мы еще знаем о своей планете. Исследователи провели изучение талых грунтов, особенностей строения подповерхностного льда, распределение и анализ газов в породах мерзлоты, провели анализ минералов и талой воды. Выяснилось, что воронки появляются в результате накопления газа в оттаивающем слое грунта в зоне вечной мерзлоты.

Сам этот газ биологического происхождения, его вырабатывают бактерии и никакого отношения к газовым месторождениям он не имеет. Перед образованием кратера наблюдается подъем грунта на высоту от 2 до 5 метров с образованием своеобразного пузыря. Внутри него находится газ и при промерзании этого грунта взрывается с выбросом газа, воды и кусков грунта. В итоге получается кратер с валом вокруг него. Очередное подобное явление удалось наблюдать местным жителям в июне 2017 года, когда вблизи села Сеяха на Ямале раздался взрыв и образовалась воронка, уходящая вглубь на высоту 9-этажного дома. Исследование опубликовано в Scientific Reports.

Вера Максимова, 17.09.2018 20:53