13 сен

Планеты-гиганты отвоевали свои орбиты очень рано

США

С самого своего образования планеты-гиганты стали меряться гравитацией, борясь за лучшее место под Солнцем. Оно досталось в итоге самому крупному - Юпитеру, а вот Уран и Нептун были оттеснены к краю Солнечной системы, туда, где раньше робкой стайкой теснились астероиды. Раздосадованные планеты-изгнанники разогнали в отместку так и не собравшиеся в планету обломки вещества. Часть из них была брошена к Солнцу и образовала там группу астероидов-троянцев, а других оттолкнули еще дальше, на самые задворки системы, где малыши создали пояс Койпера.

Специалисты полагали, что все эти разборки происходили тогда, когда на Землю и другие планеты сыпались астероиды, в период поздней метеоритной бомбардировки (около 4 миллиардов лет назад). Сомнения в правоте таких выводов в научном сообществе зародил двойной астероид Патрокл из того самого семейства Троянцев. Собственно, все и началось с момента обнаружения его двойственности. Случилось это недавно, в начале текущего века. Рядом с тем, что астрономы считали астероидом Патроклом кружился еще один его собрат примерно таких же размеров - система оказалась двойной. Парочка астероидов, размерами немного больше 100 километров, водила хоровод на расстоянии 700 километров друг от друга. Младшенькому (по открытию) дали имя Менетий. И задумались - как эта хрупкая система смогла сохраниться так долго?

Двойные астероиды образуются парами, но союзы вскоре разрушаются из-за соударений с соседями. Уцелеть система может только в том случае, если соседей у нее исключительно мало. Исследователи из Юго-Западного исследовательского института США, под руководством Гарольда Левисона (Harold Levinson) составили компьютерную модель двойного астероида и поместили в область, откуда, как предполагалось, он родом. Результат был однозначным. Система смогла бы уцелеть, если покинула насиженное место и заняла современную орбиту в первые 100 миллионов лет после того, как рассыпалось протопланетное облако. А поздняя тяжелая бомбардировка, оказывается, к выяснению отношений планет-гигантов не причастна. Статья исследователей опубликована в Nature Astronomy.

Вера Максимова, 13.09.2018 06:39