19 авг

Началась расшифровка генома мягкой пшеницы

IWGSC

Пшеницу человек стал выращивать возле своего жилища никак не позже 14 тысяч лет назад. И с тех пор она стала основой его питания. За прошедшее время от начала совместной с ней жизни и до нынешнего дня, человек вывел десятки разных ее сортов, но при этом действовал вслепую. И причина этого предельно проста - геном растения оказался необычно сложным. ДНК пшеницы раз в пять больше человеческой и каждая ее хромосома имеет не две, а шесть копий. Но и это еще не все. Копии содержат протяженные повторы, что еще больше усложняет работу генетиков.

Эволюционно сложилось так, что современная мягкая пшеница Triticum aestivum получилась в результате комбинации геномов трех растений, два из которых по-прежнему не известны специалистам. Вначале, где-то полмиллиона лет назад, из дикой пшеницы путем скрещивания с каким-то таким же диким злаком получилась пшеница Triticum turgidum. У нее уже присутствовали по четыре копии хромосом. В неолите из этой пшеницы люди вывели твердые сорта. В итоге в геном добавилось еще две копии от какого-то растения. Таким образом мягкая пшеница обзавелась гексаплоидным набором генов.

Еще в 2005 году был создан международный консорциум The International Wheat Genome Sequencing, задачей которого было разобраться в геноме пшеницы. В результате более чем десятилетней работы наконец удалось получить первые результаты. Статья с материалами исследования была опубликована в журнале Science. Специалисты выяснили некоторые детали о более чем ста тысячах генов растения.

Исследователи полагают, что их работа имеет большое практическое значение. Теперь генетики-селекционеры смогут действовать целенаправленно, задавая нужные свойства злаку путем внесения изменений в его геном. Так, уже установлено, какой ген определяет вкус столь любимой японцами лапши удон. Речь идет о гене GBSS, который содержится не во всех наборах хромосом. А так же установили пути регуляции их деятельности и как происходит этот процесс в разных видах данного злака.

Вера Максимова, 19.08.2018 16:56