26 июл

Первыми на сушу выбрались микробы

Европа

Когда речь заходит о выходе жизни на сушу, обычно подразумевают растения или животных. Но ведь первыми новую среду обитания осваивали не они, первыми были микроорганизмы. И если от растений и животных остаются окаменелые останки или хотя бы отпечатки, то у отдельных микробов каменеть нечему и нечему отпечатываться. Однако, иногда палеонтологи находят следы их колоний - бактериальные маты. Они встречаются в осадочных породах. Самые древние подобные образцы имеют возраст 3,5 миллиарда лет. Но это были обитатели океана. А вот с наземными микроорганизмами древности дело обстоит сложнее.

Поверхность молодой Земли была почти полностью покрыта океаном - лишь кое-где над волнами поднимались вулканические острова. Их-то и могли осваивать микроорганизмы, расселяясь из моря. Сегодня трудно найти такие участки суши, когда-то бывшие первыми островами на планете. Их сложнее датировать - на суше горные породы больше подвержены внешнему воздействию и быстрее разрушаются. Еще не так давно древнейшим образцом наземных микроорганизмов считались следы микробных матов, возраст которых составлял 2,7 миллиарда лет. Их обнаружили в формации Тумбиана, в Австралии и в так называемом зеленокаменном поясе Барбертон, в Южной Африке. Зеленокаменным поясом специалисты называют комплекс пород, образованных 2,5 - 3,5 миллиарда лет назад.

Теперь исследователи из Европейского института моря сообщают в статье Nature Geosciences, что они обнаружили следы микроорганизмов, обитавших на суше 3,2 миллиарда лет назад. Их нашли все в тех же осадочных породах зеленокаменного пояса Барбертон. Это были следы бактериальных матов - колоний бактерий и архей, сосуществовавших в симбиозе, где микробы формировали прослойку между отдельными частями. Исследователи установили, что данные бактериальные маты находились в дельте реки, а не в море. Об этом свидетельствовало их окружение.

Специалисты изучили содержание изотопов углерода и азота в этих матах и оно подтвердило наземный образ жизни колонии древних микробов. Такой анализ легко распознает сухопутные и морские микробные колонии, так как они они представлены сообществами с разным обменом веществ. Так, что если подходить серьезно к вопросу о выходе жизни на сушу, то произошло это, по меньшей мере, 3,2 миллиарда лет назад.

Вера Максимова, 26.07.2018 16:06